Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ШАНТРАПА

31 мая 2011
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2010/2011 NEW!!!

Большой зал дома актера
ШАНТРАПА
Франция, 2010, 2:00, кинопленка, субтитры
ОТАР ИОСЕЛИАНИ («Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль», «Фавориты Луны», «Истина в вине», «Утро понедельника»)
Выдающийся грузинский режиссер Отар Иоселиани, с 1982 года живущий во Франции, поставил свою очередную трагикомедию — полуавтобиографический рассказ, который сам режиссер называет сказкой, о молодом режиссере, который убегает от советских цензоров и попадает в руки французских продюссеров.
«Добро пожаловать в причудливый, сокровенный мир Отара Иоселиани. Сюда допускаются лишь те, кто разделяют его неутолимую жажду к алкоголю, его ироническое отношение к окружающему миру и его безмерную симпатию к человеческой расе, несмотря на ее бесчисленные недостатки». (Дэн Файнару, Screen Daily)
МКФ в Канне: Спецприз Жана Виго.



«Шантрапа»́ (фр. Chantrapas) — фильм живущего во Франции грузинского кинорежиссёра Отара Иоселиани. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля 2010 года. Прокатная премьера картины состоялась в Париже 22 сентября 2010 года. В российском прокате с 21 апреля 2011 года.
Содержание
[убрать]

* 1 Сюжет
o 1.1 По поводу финала
* 2 Стиль
* 3 Проблема автобиографизма
* 4 Отзывы критиков
* 5 Интересные факты
* 6 В ролях
* 7 Примечания
* 8 Ссылки

[править] Сюжет

Довольно условная Грузия эпохи советского тоталитаризма. Молодой кинорежиссёр Нико испытывает прессинг со стороны своего руководства, препятствующего свободе самовыражения и осуществляющего идеологическую цензуру. Нико совершенно сказочным образом удается уехать за «железный занавес» — из советского прошлого он вдруг попадает в современную Францию. Здесь у него вновь возникают творческие проблемы. Теперь уже цензуру осуществляют не в меру ретивые продюсеры. Нико возвращается на родину, участвует в пикнике на берегу реки, прыгает в воду. И уплывает с русалкой в подводное царство.
[править] По поводу финала

На московской пресс-конференции Иоселиани журналисты попытались уяснить себе смысл финала картины, но — тщетно.

У вас в фильме вдруг возникает совершенно мистический персонаж — русалка.
— А вот на этот вопрос я категорически не отвечу.

[1]
[править] Стиль

Картина отличается по стилю от ранее снятых режиссёром во Франции фильмов. Хотя в ней есть место фирменному (иногда с «чёрным» оттенком) иоселианиевскому юмору, уровень условности «Шантрапы» заметно выше; многое на первый взгляд кажется нелогичным и несообразным. Реалии советского периода не менее процежены, чем реалии Франции 2000-х, поэтому вряд ли можно говорить об «антирусском» или «антифранцузском» пафосе картины. «Нет правды на земле» — вот мораль «Шантрапы» (она, впрочем, хорошо знакома по фильму «Истина в вине»).
[править] Проблема автобиографизма

Многие критики указывают на определённую автобиографичность фильма ([2], [3]), однако сам Иоселиани от этого решительно открещивается ([4]). В то же время в начальных кадрах режиссёр использовал эпизод из своей студенческой картины «Цветы».
[править] Отзывы критиков

Как отмечает известный кинокритик Михаил Трофименков,

Иоселиани сходит с рук даже то, что любого другого режиссера обрекло бы на остракизм как «расиста»: первое, что видит Нико в Париже,— засилье китайцев и африканцев. Получается, что режиссер предостерегает коллег: от добра добра — точнее говоря, «от зла зла» — не ищут, ни в коем случае не делайте, как я, вам не повезет, как мне, кукуйте на родном болоте.

[5]

Многие критики, включая Юрия Гладильщикова, соотносят «Шантрапу» с одним из лучших фильмов режиссёра — «Жил певчий дрозд»; сравнение не в пользу новой картины:

Жил певчий дрозд — теперь в «Шантрапе» появился непевчий, а зачем, бог его знает. Он непевчий (хотя эпизоды фильмов, которые он делает, иногда занятны — еще бы, Иоселиани подарил своему герою одну собственную короткометражку), но Иоселиани утверждает, будто создал в «Шантрапе» коллективный портрет нескольких больших советских режиссеров.

[6]

Особое сожаление рецензентов вызвала некоторая искусственность грузинских эпизодов: «„старая“ Грузия получилась картонным шаблоном, а герои — какими-то кукольными» ([7]).
[править] Интересные факты

* Финал фильма заключает в себе двойную ассоциацию: «Аталанта» Жана Виго и «Амаркорд» Федерико Феллини.
* Герой фильма "посылает из Парижа домой почтового голубя — ... но в Тбилиси этот голубь прилетает другого цвета и в полтора раза меньше размером" [8].
* Режиссёр привлёк к сотрудничеству, в качестве исполнителя эпизодической роли, известного философа Александра Пятигорского. По словам Иоселиани, «один эпизод мы сняли, потом он уехал в Лондон, должен был вернуться, чтобы продолжить, но взял и умер. Надо было что-то делать — мы немного скорректировали сюжет, и мне пришлось исполнять его роль» [9]. Пятигорского можно увидеть в сцене первого появления Нико на улицах Парижа, рядом с уличным музыкантом.

[править] В ролях

* Дато Тариелашвили — Нико, режиссёр
* Тамуна Карамадзе — Барбара
* Фанни Гонен — Фанни
* Гиви Саршимелидзе — Дедушка
* Нино Чхеидзе — Бабушка
* Бюль Ожье — Катрин
* Пьер Этекс — Французский продюсер
* Бернар Айзеншиц — Французский продюсер
* Паскаль Бонитцер — Французский продюсер
* Богдан Ступка — Фирсов
* Юрий Рост — дипломат
* Александр Пятигорский
* Юлиан Панич


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B0_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%29


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»