Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ВЫХОД ЧЕРЕЗ СУВЕНИРНУЮ ЛАВКУ
|
12 мая 2011
19.00 ХИТЫ СЕЗОНА
Большой зал дома актера
ВЫХОД ЧЕРЕЗ СУВЕНИРНУЮ ЛАВКУ
США-Великобритания, 2010, 1:30
«Фильм "Выход через сувенирную лавку" — режиссерский дебют английского художника-граффитиста Бэнкси, тщательно напускающего туману вокруг своей андерграундной личности. Для фильма Бэнкси критики придумали новое жанровое определение. К уже существующей иронической разновидности документалистики — mockumentary, где факты откровенно фальсифицируются,— теперь благодаря Бэнкси добавился родственный жанр prankumentary: нюанс в том, что это как бы не наглое вранье, а шутка, хотя грань между ними, как известно, бывает весьма расплывчатой». (Л. Маслова, Коммерсантъ)
«Выход через сувенирную лавку» (англ. Exit Through the Gift Shop) — документальный фильм Бэнкси про «уличных» художников, и про самого Бэнкси в частности. Фильм начинается увлечением Тьерри Гуетта, француза, иммигрирующего в Лос Анджелес, который был очарован искусством граффити и потратил многие годы, чтобы снять на видеокамеру это искусство. Конфликт в фильме происходит, когда Бэнкси становится кинорежиссёром, а Гуетта художником граффити с псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). Фильм был показан на кинофестивале «Sundance Film Festival» 24-го января 2010-го года. Фильм включает в себя самые известные надписи и граффити на стенах, в том числе работы Шепарда Фейри, и Бэнкси, хотя его лицо никогда не показывают, и его голос искажён, чтобы сохранить его анонимность.
[править] Отзывы о фильме
Документальный фильм получил всецело положительные отзывы, хотя фильм снят довольно просто. Одной главной темой в отзывах была реальность фильма: фильм был только хитрой уловкой Бэнкси. Рецензент кино Ти Берр отметил, что этот фильм был интересен с точки зрения некого фарса, и наградил его за это четырьмя звездами. Роджер Эберт дал этому фильму 3.5 звезды из 4-х. Рецензент кино из «Нью-Йорк Таймс» — Джиннетт Кэтсуис, назвал фильм новым видом поджанра — «prankumentary»
Саморазоблачительный фильм о современном искусстве
Молодой мужчина с закрытым капюшоном лицом (рядом титр: «Бэнкси») сообщает, что хочет рассказать историю про человека гораздо интереснее, чем он сам. История такая: довольно нелепый француз по имени Тьерри Гетта, владелец пышных бакенбард и магазина винтажной одежды в Лос-Анджелесе, покупает видеокамеру и начинает снимать все подряд, от семейных обедов до походов в туалет. Однажды он узнает о странном хобби кузена — исподтишка украшать стены домов мозаиками с персонажами видеоигр. Кузен — один из пионеров мирового стрит-арта. Несколько лет Гетта повсюду следует за ним с камерой и постепенно знакомится с его коллегами: один пририсовывает к столбам тени, другой расклеивает по миру плакаты со словом «Подчиняйся», третий — сам Бэнкси — малюет на стенах крыс, пилит телефонные будки и развешивает фальшивые картины в музеях. Две вещи происходят одновременно: стрит-арт становится чудовищно модным и дорогим, а его творцы неожиданно понимают, что их единственный летописец, Гетта, — больной человек, заведомо неспособный составить из тысяч часов отснятого им материала давно обещанный документальный фильм о движении. Тогда сам Бэнкси берется монтировать из его кассет ленту «Выход через сувенирную лавку» и советует Гетта тем временем заняться искусством.
Кинодебют самого знаменитого анонима в мире (впрочем, кто может поклясться, что это и вправду фильм Бэнкси?) — в своем роде несомненное достижение, даже шедевр: при скромном масштабе это идеальная черная кинодыра, к финалу высасывающая из зрителя абсолютно все мысли об обсуждаемом предмете — современном искусстве. Хочется повторить по слогам: это немного нудный, технически подробный документальный фильм, который один, возможно, придуманный персонаж делает про второго, сначала хотевшего снимать фильм про первого, но потом ставшего вместо этого его подражателем. То, что фильм, вероятно, псевдодокументальный — часть многоходовой мистификации с привлечением «Википедии», Би-би-си и певицы Мадонны, — не делает его более захватывающим, хотя способность создателей не поддаться к концу соблазну безумия в духе, скажем, фильма «Зелиг» вызывает безусловное уважение. Какие-либо эмоции тут возникают только однажды — когда Бэнкси и прочие арт-вандалы довольно безуспешно пытаются сформулировать, почему их творчество более ценно, чем поделки наивного француза. Впрочем, и эта неловкая ситуация тоже, конечно, тщательно спланирована таинственным кукловодом.
afisha.ru P.Favornov
Блестящее, остроумное и бойкое кино, размышляющее о взаимоотношениях талантов и посредственностей и о месте стрит-арта в современном искусстве . На примере человека, лишенного способностей, зато увлеченного и поощряемого гениями, показывается, как легко он становится новой звездой; всего лишь сам поверив в это. А публика и не замечает подмены. Повод для тусовки есть - значит, все в порядке.
Главный вывод: искусство не может быть массовым, лучше всего, когда оно вообще на грани закона. Трудно жить в мире, где каждый второй мнит себя писателем или фотографом (или кинокритиком).
А что может сделать талантливый человек против посредственности? По большему счету, только высмеять его. Впрочем, уже не мало.
Даже если фильм постановочный , это не отменяет его гениальности. Даже наоборот. Хороший обман - тоже искусство. А хороший анекдот - вообще редкость.
MOLOTOK
|
|
|