Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

КУЛЬТПОХОД В ТЕАТР

23 апреля 2011
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА Памяти Валерия Рубинчика

Малый зал дома актера
КУЛЬТПОХОД В ТЕАТР
СССР, 1982, 1:40
ВАЛЕРИЙ РУБИНЧИК («Венок сонетов», «Дикая охота короля Стаха», «Комедия о Лисистрате», «Кино про кино», «Нелюбовь», «Нанкинский пейзаж»)
Лучший фильм одного из самых тонких и изысканных режиссеров советского кино 70-80-х годов. Незамысловатая, на первый взгляд, история взаимоотношений самодеятельных музыкантов и советских бюрократов рассказана режиссером легко и иронично. Один из самых важных для киноклуба «Ракурс» фильмов 80-х годов — с ним приезжал сам Валерий Рубинчик в рамках своей первой в СССР ретроспективы фильмов.



В селе, живописно расположенном среди озер, кипят свои страсти. Местный любитель дельтапланеризма, пытаясь взлететь, бегает туда-сюда под большими крыльями, сооруженными собственными руками; самодеятельный музыкальный ансамбль упрямо воюет с районными и областными бюрократами; некто приехал в эту тихую глушь, чтобы написать лучшую пьесу.. В этом красивом селе вступают в конфликт лень и надрывная работа, глупость и смекалка, любовь и ненависть, искренность и хитрость.


Лирическая трагикомедия.

В «Культпоходе... », вероятно, как ни в каком другом фильме Валерия Рубинчика, проявилась не только обычная задумчивость режиссера, но и его чувство юмора. Наверное, поэтому «Культпоход... » производит такое гармоничное и уравновешенное впечатление — в нем все на месте, все сходится и взаимодействует. Различные сюжетные линии связаны как равноценный материал, представляющий интерес для драматурга — «инженера человеческих душ», который и сам является не только наблюдателем, но и действующим лицом. В картине два смысловых лейтмотива. Во-первых, отождествление жизни и театральной сцены. Во-вторых, вопрос о возможности жертвовать любимой профессией или любимым человеком ради удобства окружающих и поддержания установленного порядка вещей. Вопрос этот не решается однозначно: если тебе повезет, то лучше, конечно, ничем не жертвовать, но жизнь такова, что твое решение ничего не меняет.

Жизнь такова, что иногда трудно не почувствовать себя героем пьесы с открытым финалом. И так хочется, чтобы финал хоть немного зависел от тебя самого, так хочется побыть автором или хотя бы его другом, помощником, меценатом. Сценарий Валентина Черныха, собственно, так и назывался — «Меценат». Один из героев, разговорившись и подружившись с молодым драматургом (а потом и породнившись с ним в качестве тестя), решил выплачивать ему «жалованье», чтобы тот не работал, а сидел дома и сочинял. Изменив название, режиссер изменил и характер иронии, а введя в финале смерть «мецената» от сердечного приступа, — добился более чистой и лирической ноты. Смерть персонажа, рискнувшего вмешаться, повлиять на ход событий, может быть воспринята как наказание, как предостережение не нарушать границ своей роли в спектакле, поставленном не нами.

«Культпоход... » заканчивается так же, как и начинается, — в театре, где на сцене дают представление, а в зале сидят персонажи фильма. В начале разговор двоих актеров, играющих пьесу, кажется реальностью самого фильма, и только когда камера разворачивается, выясняется, что диалог происходит на сцене, а у людей в зале — проблемы похожие и накал страстей не меньше, но сюжеты все-таки другие, свои. В конце наоборот: виденное в фильме оказывается на сцене, и зрители наблюдают практически собственную жизнь. За кадром (и за кулисами) остается только ответ на вопрос: узнают ли они самих себя, или театральность повседневности так и останется неузнанной и непроявленной?

Используемая музыка: Джоаккино Россини.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»