Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ПРИЗРАК ЛЮБВИ

22 марта 2011
19.15
ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА

Малый зал дома актера
ПРИЗРАК ЛЮБВИ
Италия-Франция, 1981, 1:30
ДИНО РИЗИ
Марчелло Мастроянни встречает в автобусе сильно постаревшую и подурневшую Роми Шнайдер, в которой узнает (правда не сразу и с трудом) свою бывшую возлюбленную. Психологическо-фантастическая драма о том, можно ли вернуть былую любовь, особенно, если возлюбленная на самом деле уж несколько лет вроде как мертва.


Официальный сайт




Когда-то Анна Бригатти и Нино Монти страстно любили друг друга, но расстались и больше никогда не виделись. Спустя двадцать лет Нино, респектабельный господин, случайно сталкивается со страшной нищенкой, которая говорит, что она и есть его бывшая возлюбленная. Однако буквально на следующий день Монти узнает, что Анны уже три года нет в живых…


Мастроянни дает в автобусе 100 лир женщине, у которой не было мелочи (Шнайдер), а она находит его под предлогом возврата денег, и оказывается, что это его старая любовь, на которой он когда-то чуть не женился. Он не мог узнать ее - так она состарилась из-за болезни. Обуреваемый воспоминаниями, он идет в старую часть города, на Виа Порто, где та раньше жила, и снова встречает ее. Она против его воли целует его в губы и убегает, и в тот же вечер Мастроянни узнает, что на Виа Порто была зверски убита консьержка. А на следующий вечер за ужином один из друзей сообщает, что женщина эта уже давно... умерла. Далее следует мистически-детективная история, местами достаточно жутковатая, но суть ее только в любви, которую герой Мастроянни называет "вечной жизнью". Особое обаяние картины придает игра выдающихся актеров. Сценарий Бернардино Дзаппони и Дино Ризи по роману Мино Милани. Соло на кларнете Бенни Гудмэна. (c) Иванов М.

Один из последних фильмов с участием Роми Шнайдер, быть может, самой красивой, гармонически и трагически красивой актрисы европейского кинематографа. Вряд ли эту картину можно считать по большому счету удачной как произведение искусства, удачной для крепкого комедиографа Дино Ризи и для Марчелло Мастроянни, скорее пропозировавшего, нежели прожившего здесь трагическую историю человека, безвозвратно утратившего настоящую, единственную любовь, а с ней и радость бытия.

Зато лента "Призрак любви" стала лебединой песней Роми Шнайдер, в течение фильма умиравшей снова и снова несколько раз - как бы предсказывая свою скорую смерть уже не в кино.

В статье, посвященной Роми и опубликованной в ноябрьском номере журнала "Кинопарк" за 1998 год, кинокритик Нина Цыркун пишет об актрисе, из фильма в фильм повторяющей, развивающей один и тот же "...образ женщины, которая ищет в мужчинах идеал, хотя и понимает, что идеальных людей нет": "Мужчины, которые оказываются рядом, всегда грубее и эгоистичнее и всегда слабее в любви. Как в "Призраке любви" Дино Ризи, где Нино (Марчелло Мастроянни) долго сопротивляется призраку некогда любимой женщины, покоряясь ему, только окончательно лишившись рассудка" (С. 57).

В общем, в этой небольшой цитате все самое необходимое и о картине, и о ее главных героях сказано. Стоит добавить еще, что режиссер, по всей вероятности, задумывал снять драму, драму о том, что настоящая любовь в человеческой жизни может быть только одна и потому надо ее всеми силами беречь, драму о невозвратимости не только счастья, но и самого себя, способного быть счастливым. Сюжет, окрашенный мистической дымкой, - герой, давно забывший о том, что когда-то умел гореть, случайно встречает в автобусе старуху, чьи черты напоминают ему о былой возлюбленной (или саму эту возлюбленную, которая давно умерла рака, однако вот никак не может успокоиться там, за гранью, поскольку все еще любит своего ничем не выдающегося бывшего), теряет покой и воспоминаниями призывает и призывает привидение, до тех пор, пока не сходит с ума, - сюжет требовал от режиссера и актеров акробатического хождения по грани реальности и мистики, в пограничье между драмой и мелодрамой. На грани и в пограничье удержаться авторам не удалось - почему, гадать не стану, может быть, из-за неудачной работы Мастроянни. Получилась явная мелодрама с мистическими аксессуарами, этакая предшественница (или идея) позднейшего и популярнейшего американского "Привидения", мелодрама, в которой "готика", усиленная еще и элементами криминального триллера, зачастую перетягивает одеяло на себя, желая испугать - и скорее не в тему веселя зрителя своей голливудской вычурностью и разрушая ведущую гармонию печальной любовной мелодии, одновременно скромной и пронзительной, могущей и должной быть во всей этой истории единственной.

А в общем, несмотря ни на что, фильм производит все же приятное впечатление, благодаря замечательной музыке и, конечно, Роми Шнайдер - уходящей, единственной, неповторимой, прекрасной и трагической, как утраченная любовь.


Сергей Кудрявцев 7/10
Мелодрама с элементами мистики

Женатый адвокат Нино Монти однажды встречает женщину, которая чрезвычайно напомнила ему бывшую возлюбленную по имени Анна. Нино следует за ней до дома, где он встречался с Анной двадцать лет назад. Всё говорит в пользу того, что эта женщина — действительно Анна. Но ведь она умерла три года назад…

Этот фильм отличается от других работ Дино Ризи, преимущественно комедийных, хотя и разнообразных по уровню комизма — от грустного и печального до почти эксцентрического. Пожалуй, только в картине «Потерянная душа» (1976) есть элементы некой загадочности и таинственности происходящего. А в «Призраке любви» итальянский режиссёр решил сопоставить призрачное и реальное, погружая действие в атмосферу сумрака, света ночных фонарей, тумана, дождя. И всё-таки чувствуется, что ему не очень-то близка природа неуловимого, двойственного жанра. Ризи практически упустил возможность создания подлинно философского произведения о неумирающей любви, которая продолжает преследовать героя уже после физической смерти его возлюбленной. У шестидесятипятилетнего постановщика получилась в большей степени мелодрама с мистическими мотивами, повествующая о том, что давняя любовь всегда лучше настоящей, а прошлое всё же повторить невозможно.

Марчелло Мастроянни и Роми Шнайдер впервые снялись вместе — французские критики посчитали дуэт неудачным, заявив, что это «единственный коммерческий провал Шнайдер за последние годы». Сказано чересчур резко. Успех у зрителей, например, ленты «Банкирша», поставленной годом ранее, не делает роль Роми Шнайдер в ней намного лучше. А после смерти актрисы, всего через год после выхода фильма Дино Ризи, «Призрак любви» воспринимался уже иначе. Потом ушёл в мир иной и Марчелло Мастроянни. Осталась только неизменной и вовсе не призрачной зрительская любовь к этим замечательным исполнителям.

1989


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»