Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ФРАНЦИЯ
|
15 февраля 2011
19.15 ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА
Малый зал дома актера
ФРАНЦИЯ
Франция, 2007, 1:40, субтитры
СЕРЖ БОЗОН
Один из самых значительных фильмов интеллектуального европейского кинематографа последних лет. Во время Первой Мировой войны молодая женщина Камилла переодевается мужчиной, чтобы пробраться к линии фронта и найти своего мужа. Дальнейшие ее странствия – это метафизическая одиссея заблудившейся души по странному миру, имя которому – то ли Атлантида, то ли все-таки Франция.
Официальный сайт
«Франция» (2007) Сержа Бозона пропитана эффектом де-жа-вю. Насмотренный киноман и кинокритик Бозон снимает свой фильм так, что за каждым новым поворотом сюжета и новым героем чувствовался смутный привкус узнавания. Фильм начинается с характерного для эпохи немого кино и значит времени действия фильма мотива "травести". Молодая девушка, живущая во французской глубинке получает от мужа послание из окопов Первой мировой с просьбой больше не писать ему. Отважная, словно Жанна Д'Арк и как героиня «Гусарской баллады», она переодевается в мужское платье и отправляется на поиски любимого.
Бредя лесами и полями, снятыми в манере «Зеркала» (1974) Тарковского, Камилла натыкается на группу солдат, движущуюся, как кажется, в направлении фронта и примыкает к ней. Но отряд солдат своей внутренней опустошенностью и растерянностью напоминает то ли группу призраков, то ли живых мертвецов. Никто не крутит лихо ус и не отпускает грубоватых шуточек. Эти военные - не эталон мужественности и мужской сексуальности, а скорее вышедшая на лесную прогулку группа душевнобольных. В короткие минуты отдыха неестественно высокими голосами распевают они песни в стиле психоделического рока 60-х. В этих песнях поется о слепой девушке, связывающей свою судьбу то с поляком, то с итальянцем.
Во время скитаний отряда в максимальной удаленности от населенных пунктов, мы узнаем, что это группа дезертиров и движутся они в нейтральную Голландию. Один из солдат рассказывает историю бывшего их сослуживца, молодого бойца Филиппа, бредившего Атлантидой и находившего утешение в продолжительном сне. Но Филипп, любимец взвода, погиб и гибель эта видимо и спровоцировала бегство солдат с поля боя.
Странно наблюдать, как эта группа мужчин, призванных защищать страну, словно герой «Мертвеца» (1995) Джармуша, скитается по лесам и в их печальных и усталых глазах читается полный разрыв со статусом гражданина, мужа и даже просто представителя мужского пола. И в этом и состоит главная цель фильма Бозона. Страна Франция предоставляет своим бедолагам-сынам лишь ночлег под кустом. Солдаты находятся на её территории географически, но социальные связи разорваны и утеряны навсегда. И если для Камиллы будет достаточным переодеться обратно в женскую одежду, то для солдат и их командира обратно пути нет.
В сцене нападения сына фермера на Камиллу, мы видим как нелепо борются эти профессиональные военные с представителями гражданского населения. Чувствуется, что опустошенность и истощение этих людей зашли слишком далеко. И их локальная драма действительно становиться драмой в масштабе целой страны. Бозон показывает немецких солдат как всадников Апокалипсиса и казалось бы французы должны встать грудью на защиту отечества. Но что-то испортилось, сломалось в механизме принадлежности французского гражданина своей Родине. Хищные крестьяне охотно укрывающие дезертиров – вот и готов архетип француза времен Первой мировой.
Франция у Бозона – это страна не давшая своим гражданам ощущения волнующей принадлежности к большой семье. Несмотря на весь антивоенный месседж фильма, дегероизацию военных действий, показа военного времени в страшном и мучительном свете, Бозон задается вопросом – что есть патриотизм? И замечательно, что ответ на него дает режиссер с явными левыми взглядами и без постылого пафоса. Патриотизм по Бозону есть то, что укрепляет мужскую душу и не дает ей скитаться бесплотным призраком по неприветливому ландшафту. В конечном счете, процитирую Ленина, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Но иногда принадлежность к такому обществу способна превратить жизнь в наполненную сомнениями и моральной деградацией одиссею.
Бозон говорит о патриотизме, как о субстанции способной наполнить смыслом и уверенностью жизни мужчин и женщин. О том, как важно ощущать эту гражданскую принадлежность и как важны в основе её моральные законы. Камилла находит своего мужа, также дезертировавшего с фронта, но любовная сцена между ними не приносит им радости. И с печалью глядит её супруг в то звездное небо, которое по Канту над нами.
Бозон снял один из шедевров современного кинематографа. В его фильме есть блестящая историческая реконструкция, верно передающая дух эпохи благодаря прекрасно подобранным актерским типажам. Сочетая достоверность с новаторскими приемами, остраняющими происходящее, Бозон добивается необходимого резонанса от показываемого на экране, той печальной и волнующей ноты, которая звучит в нас после просмотра. Бозон ставит один из самых острых вопросов человеческого бытия – есть ли наша жизнь бессмысленное блуждание в пространстве и времени? И есть ли то, что может наполнить её ощущениями дома, земли под ногами и крыши над головой. И именно моральные догмы по мнению Бозона могут сделать наше существование наполненным светом, силой и смыслом.
«Франция» Бозона имеет родственников и в российском кинематографе. Это прежде всего «Дни затмения» (1988) Сокурова, с врачом Маляновым, ищущим себя в больном обществе. А также фильмы Евгения Юфита, где деградировавшие мужчины исполняют нелепые танцы на фоне неприветливой природы.
Описание: 1917 год. Переодевшись в мужскую одежду, Камилла (Сильви Тестю) отправляется на фронт, чтобы отыскать мужа, который своим последним письмом порвал с ней. Она прибивается к небольшому отряду лейтенанта Полана (Паскаль Греггори), догоняющему свой полк.
Доп. информация: Участник Двухнедельника режиссеров в Каннах, официальной программы Роттердамского кинофестиваля, обладатель приза Жана Виго.
«Франция» — третий фильм Сержа Бозона, который я тщетно пытался отловить в течение всего этого года в пиринговых сетях в интернете после чтения восторженных отзывов во французской прессе и вручения фильму почетной награды Луи Деллюка. В итоге «Францию» привезли на дни «Кайе дю синема», что неудивительно: редакция журнала после довольно осторожной рецензии поставила фильм на пятое место в своем сводном топе лучших картин за год. Я бы поставил его на первое.
© Elena Films
Кадр из фильма «Моды»
Кадр из фильма «Моды»
Время действия — Первая мировая война. В надежде найти на поле боя своего мужа к отряду солдат присоединяется Камилла (Сильви Тестю), переодетая 17-летним юношей. Но на этом традиционный военный фильм заканчивается. Странные солдаты Бозона так ни разу и не окажутся на поле боя. Все 100 минут экранного времени они будут блуждать по лесу, грезя об Атлантиде и вспоминая своего погибшего товарища. На двадцатой минуте они достанут по музыкальному инструменту и превратятся чуть ли не в бэнд, играющий музыку, еще не придуманную в те годы — sunshine pop и психоделический поп конца шестидесятых. Сыгранные ими вживую четыре песни, звучащие в фильме, названы в честь стран, граничащих с Францией.
© Elena Films
Кадр из фильма «Моды»
Кадр из фильма «Моды»
Серж Бозон не только потрясающей насмотренности киноман и кинокритик (автор La lettre du cinéma), но и меломан, специалист по редкой музыке, в интервью бросающий цитаты из Сида Баррета. Музыка шестидесятых в буквальном смысле организовывала пространство его предыдущего фильма, озаглавленного с той же простотой Mods (англ. от Modernism, Modism, представители британской молодежной субкультуры 1960-х годов. — OS) — «Моды». Впрочем, как «Франция» далека от мейнстримного костюмного фильма о войне, так и «Моды» не являются вариацией на тему «Квадрофении» и не зацикливаются на музыкальной субкультуре 1960-х.
© Elena Films
Кадр из фильма «Моды»
Кадр из фильма «Моды»
Действие «Модов» происходит в университетском кампусе. Одного из студентов — Эдуара — сразила странная болезнь: он перестал есть, разговаривать с людьми, вставать с постели. Чтобы вылечить Эдуара, администрация кампуса вызывает двух его братьев. Они чувствуют себя неловко среди студентов. «Мы солдаты. Это наша профессия», —представляются они каждому встречному, повторяя эту реплику как мантру. Повествование неожиданно разбивается спонтанными танцами под прекрасную музыку. Словами описать происходящее на экране сложно, потому прибегнем к помощи YouTube:
Что касается саундтрека «Модов», он сплошь состоит из неизвестных сокровищ — песен гаражных групп 1960-х: Phil and the Frantics, The Alarm Clocks, The Seeds, The Callico Wall, The Unrelated Segments.
© Les Films Pelléas
Кадр из фильма «Франция»
Кадр из фильма «Франция»
Переход от модов к солдатам, играющим музыку в стиле Beach Boys, Бозон объяснил в одном из интервью. Он сравнивает отряд из «Франции» с гаражной группой The Chancellors, сочинившей песню On Tour, о жизни группы во время турне, в то время как сами они — как настоящая гаражная группа — ни разу не играли за пределами родного города. Эта музыкальная обсессия объединяет Бозона с его постоянным соавтором Аксель Ропер — автором сценариев ко всем его фильмам и соратницей по La lettre du cinéma. В ее дебютной короткометражке Etoile violette такую же роль играл фолк, а ее первый полнометражный фильм будет целиком посвящен соулу.
© Les Films Pelléas
Кадр из фильма «Франция»
Кадр из фильма «Франция»
Бозон из тех режиссеров, к кому лучше всего подходит определение «сингулярный». На прошлогодних днях «Кайе дю синема» в Москве за такую своеобычность отвечал Ален Гироди, к которому с большим интересом относится сам Серж Бозон. Фильм Гироди «Солнце для оборванцев» упоминали в «Кайе» в рецензии на «Францию». Это очень спорное сравнение (единственное, что их объединяет, — это блуждание по открытому пустому пространству), но любопытно, что во французском кинематографе появляется все больше режиссеров со своим авторским видением, которое непросто с чем-либо сопоставить. Сам Бозон, рассуждая о влияниях на его картину, неожиданно отмечает в первую очередь не Сэмюэля Фуллера, скажем, а советские фильмы о войне 1940-х годов — Барнета, Пырьева, Мачерета, герои которых тоже обращались к песне.
© Les Films Pelléas
Кадр из фильма «Франция»
Кадр из фильма «Франция»
© Les Films Pelléas
Кадр из фильма «Франция»
Кадр из фильма «Франция»
Во «Франции» очень много ночных сцен, что неудивительно, поскольку сам фильм развивается по сновидческой логике. В какой-то момент этот отряд живых мертвецов, неприкаянных душ, заблудившихся призраков даже напоминает о «Мертвеце» Джармуша. Ночные планы особенно незабываемы. Сестра режиссера — оператор Селина Бозон — ставила свет таким образом, чтобы создать подводный эффект, будто бы действие происходит в аквариуме. Это особенно оправдано, если вспомнить, что сами герои буквально одержимы легендой об Атлантиде.
Единственная девушка, принятая в это мужское братство, в этот отряд, — это Камилла, в исполнении Сильви Тестю. Сильви Тестю очень популярна во Франции, но фильм Бозона наконец-то подтверждает ее статус по-настоящему большой актрисы. Первоначально открыла ее Шанталь Акерман, доверив главную роль в своей экранизации Пруста «Пленница» (которую, к слову, очень ценит Серж Бозон), а затем дав роль фактически своего альтер эго в музыкальной комедии «Завтра мы переезжаем».
© Les Films Pelléas
Кадр из фильма «Франция»
Кадр из фильма «Франция»
Фильм с таким амбициозным названием, как «Франция», с таким богатым набором цитат и влияний можно интерпретировать очень широко, анализируя его политический, музыкальный, кинематографический контекст. Но мне кажется, что лучше всего сконцентрировать впечатления от фильма в одной фразе удалось критику Гулину, сказавшему мне, что «Франция» похожа на обрывки неснятого фильма, крутящегося у него в голове. Мне кажется, что эти всполохи, обрывки сна, изматывающее путешествие на край ночи всплывают в подсознании каждого киномана. По крайней мере, об этом говорил вид завороженных фильмом зрителей в кинотеатре «Художественный».
|
|
|