Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ

12 февраля 2011
19.15
«КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МАРГИНАЛИИ» С ОЛЕГОМ ГОРЯИНОВЫМ

Малый зал дома актера
ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ
Германия, 1972, 2:04
РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР
Петра фон Кант – модельер, пользующийся большим успехом. Она живет вместе со своей сотрудницей в роскошной квартире. Познакомившись с Карен Тимм, очаровательной молодой блондинкой, Петра пытается внести в свою размеренную жизнь эмоциональное начало, утраченное после развода с мужем. Но чувственный полет влечет за собой жестокое и тяжелое падение.
«Горькие слезы Петры фон Кант» - формально самый изысканный фильм Фассбиндера, в котором каждый жест персонажа, проход камеры, особенности мизансцены изменяют зрительское представления о красоте (в) кино.
«Здесь погибает больше, чем одно отдельное существо, здесь погибает «культура». Нет сомнений, что Фассбиндер излагает свой вариант «Смерти в Венеции»». (Райнхард Баумгарт)
«Это не фильм о женской гомосексуальности, это этюд о власти». (Вильгельм Рот)


Официальный сайт




Сергей Кудрявцев 9.5/10
Драма-притча

Первая лента немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера, в которой с таким блеском и триумфом воплотилась его страсть к стилю барокко, пышному, роскошному и красочному фейерверку формы, столь щедро расцвечивающему довольно неприхотливый сюжет типичной драмы об одиночестве и отчуждении.

Петра фон Кант, преуспевающий, модный дизайнер одежды, почти всё время проводит в постели в своей квартире, переживая рефлексию, сожаление, тоску и даже отчаяние по поводу незадавшейся личной жизни, двух неудачных браков, непонимания матери, равнодушия дочери и агрессивного молчания секретарши Марлен, которая беспрекословно, словно рабыня, повинуется госпоже и кажется бессердечной машиной-роботом. Поэтому Петра так сильно привязывается к новой знакомой по имени Карин, пустенькой, легкомысленной девушке, которая, впрочем, не настолько глупа, чтобы не понять, что в отсутствие бросившего её мужа можно устроиться в жизни и попробовать сделать карьеру, пользуясь расположением известной в обществе и довольно богатой буржуазки.

Скандально-эпатажное включение в фильм лесбийских мотивов не столь принципиально важно для 27-летнего постановщика в его понимании основной проблемы произведения. Салонный мелодраматизм, эстетский формализм (изумительный декор интерьера, филигранное, ювелирное по отточенности и продуманности движение камеры Михаэля Балльхауса, почти хореографическое перемещение героинь в замкнутом пространстве квартиры), провокационность подробностей из интимной жизни скучающей дамы из мира haute couture — всё это лишь барочная рама для достаточно безжалостного портрета Германии, столь ненавистной и любимой Фассбиндером.

Легче всего увидеть в его картине своеобразную немецкую вариацию на темы Микеланджело Антониони, Алена Рене и Ингмара Бергмана о некоммуникабельности, потерянности человека в чуждой действительности, о поиске истины, надежды, жизненной опоры в реальности, балансирующей на грани бездны. Но Райнеру Вернеру Фассбиндеру гораздо ближе затронутая Джозефом Лоузи и Лукино Висконти проблема вырождения аристократии, крупной буржуазии, интеллектуальной и творческой элиты общества, некоего господского класса, который растворяется в среде рвущихся наверх плебеев, а с другой стороны, обнаруживает в себе наличие «сладкого комплекса слуги».

Ведь Петра, ведущая себя как хозяйка по отношению к покорной Марлен, сама оказывается в зависимости от Карин, своего рода «белокурой бестии», её «дьявола-искусителя». Одновременно в образе этой беззастенчивой карьеристки, поступающей всё-таки согласно своему естеству и жажде жизни, а не по заранее продуманному, изощрённому плану, уже намечена линия, которая станет определяющей для других героинь Ханны Шигуллы в более поздних лентах «Замужество Марии Браун» и «Лили Марлен», а кроме того, для заглавного персонажа Барбары Зуковой из «Лолы».

Судьба вышедшей из-под гнёта фашистской диктатуры, новой, стремящейся к процветанию, переживающей «экономическое чудо» Германии немало занимала Фассбиндера, ровесника её послевоенного периода. Разрыв Карин с Петрой непосредственно влияет и на внезапный бунт Марлен, которой теперь «нечего терять, кроме своих цепей». Актриса Ирм Херманн, чаще являющаяся в фильмах этого немецкого постановщика представительницей бюргерской, обывательской, мещанской Германии, здесь играет более сложную, философскую («гегельянскую», по мысли режиссёра) роль, выражая становление самосознания, которое избавляется от тупого подчинения.

Наконец, Маргит Карстенсен, исполнительница явно интеллектуального плана, своей Петрой фон Кант открывает целую галерею портретов «умных хищниц» (не имеет значения: аристократки они или коммунистки, как в картине «Вознесение матушки Кюстерс»). Они считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами, претендовать на роль Провидения (особенно ярко это было раскрыто в ленте «Бременская свобода», снятой в том же 1972 году), не будучи в состоянии устроить даже собственную жизнь. За это их ждёт неминуемая кара — смерть или, в лучшем случае, «горькие слёзы».

1990

«Горькие слёзы Петры Фон Кант» (нем. Die bitteren Tränen der Petra von Kant) — кинофильм немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера 1972 года. Сценарий написан Фассбиндером на основе собственной пьесы.

Сюжет

Петра фон Кант, успешный модельер одежды, переживает сложный период жизни. Оба её брака закончились неудачно, дочь она ненавидит, мать её не понимает. Единственный преданный ей человек - секретарша Марлен, молчаливая и готовая терпеть всё что угодно от хозяйки. Петра влюбляется в молодую девушку Карин. Карин же нужен лишь пропуск в мир высокой моды, сама Петра её не интересует. Играя на её чувствах, она манипулирует Петрой, пытаясь добиться своих целей.

Постепенное психологическое развитие сюжета строится на диалогах Петры с близкими ей женщинами. В конце фильма Петра остаётся одна.
[править] Актёрский состав
В ролях Персонаж
Маргит Карстенсен Петра фон Кант
Ханна Шигула Карен Тимм
Катрин Шааке Сидони фон Гразенаб
Ева Маттес Габриэль фон Кант
Gisela Fackeldey Валери фон Кант
Ирм Херманн Марлен


http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/94669/


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»