Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ОТЧАЯННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА (ВАЗА)
|
08 февраля 2011
19.00 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2009/2010 NEW !!!
Большой зал дома актера
ОТЧАЯННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА (ВАЗА)
Франция, 2010, 1:40, кинопленка, субтитры
ФРАНСУА ОЗОН («Крысятник», «Капли дождя на раскаленных скалах», «Под песком», «Бассейн», «8 женщин», «Ангел»)
Начав как маргинал-провокатор, Франсуа Озон быстро вплыл в мейнстрим, поставив звездный мюзикл «8 женщин», а в последнее время то возвращается в начало своей карьеры, то экспериментирует с разными жанрами. В своей новой картине со звездным дуэтом Денев - Депардье, время действия которой — 70-е годы, он обращается к жанру французской комедии, где есть много легкомысленного хулиганства, пения, танцев, но и немало современных и всегда актуальных проблем.
МКФ в Венеции: участие в конкурсе.
Официальный сайт
Франция, 1977 год. Роберт Пюжоль возглавляет фабрику по производству зонтов. Он изменяет своей жене Сюзанне и никак не может справиться с забастовкой работников. Разборки с бастующими доводят месье Пюжоля до больницы, а в директорское кресло временно садится мадам Пюжоль. Оказывается, что наивная домохозяйка не только способна удачно управлять заводом, но и не настолько проста, как кажется на первый взгляд. За мадам Пюжоль ухаживает мэр города, коммунист Морис Бобен, любящий ее уже очень давно. Но как изменится его отношение, если станет известно богатое прошлое домохозяйки? А если она вдобавок решит баллотироваться в депутаты?
ЖЖ: von_gartt
* рецензии (59)
* оценки
* друзья
Она может двигать собой
Франсуа Озон настолько сложившаяся фигура в кино, что впору уже говорить не о его продукте, а о зрителе, который этот продукт потребляет. Как правило, это безработные или одинокие (или и то и другое) женщины за сорок, перебивающиеся с Коэльо на новый рецепт салата с рукколой. После «Убежища» могло показаться, что француз до кучи решил стать и любимцем депрессивных подростков с проблемной кожей и не менее проблемной любовью. Однако «Potiche» (дословно — ваза, в переносном значении — важная шишка, полномочиями при этом не обладающая, т. е. по-русски «английская королева»; а в русском прокате — «Отчаянная домохзяйка» (!) расставляет все по местам — на экран выходит все тот же Озон для кухарок. К слову, этим фильмом режиссер окончательно разделяет зрителя на «своего» и «не своего».
«Домохозяйка» получилась очень простой, легкой, сентиментальной и смешной. Катрин Денев играет саму себя в 1977 году, почтенные француженки жмут ей руку, улыбаются, а она бегает по утрам, готовит мужу-тирану тосты, наблюдает за белочками и пишет отвратительные стихи. Снимая диалоги (действия в фильме по большому счёту на пять минут) героев в тесных, но уютных мизансценах, у Озона получается достичь и вовсе сериального эффекта — все это так похоже на «Элен и ребята», что покажись в кадре любимый Кри-Кри, — это не стало бы лишним. Старательно выстраивая матриархальный мир, где женщина — единственное существо, обладающее разумом, а мужчина годится разве что для очередной шуточки в духе «я забыл про твой день рождения, купи себе сама что-нибудь, деньги я верну», Озон не только не проговаривает в «Домохозяйке» что-то новое миру, но и не говорит что-то новое для самого себя. Это перемалывание перемолотого, те же яйца, только сбоку.
Помимо mater в фильме есть еще один пласт, который нефранцузскому зрителю понять практически невозможно. За всеми трениями, романами и интригами Озон проводит смешной (и тут он правда смешной) политический памфлет про «верного» Саркози и реванш Сеголен Руаяль. Но для того, чтобы видеть сатиру режиссера, надо знать политическую картину Франции, причем не на уровне политологии, а как раз-таки на уровне кухарки — кто что сказал, кто с кем спал (ну т. е. газета «Кайф по пятницам» в лучшем виде). Увы, этот пласт для российского проката, а тем более для сегмента почитателей Озона, недоступен (Представьте, что Никита Сергеевич к примеру ввернет в очередной фильм «Я — Юра, музыкант» или «Пожалуйста, авторучку мне верните сюда». Ну и кто в Каннах смеяться над этим будет?). Универсальности в конструкции нет.
artyguy
* рецензии (36)
* друзья
Франсуа Озон, Отчаянная домохозяйка, Франция, 2010
Ощущение легкости наступает с первых кадров, даже не с кадров — с титров, традиционные рисованные, забавные надписи, разделение экрана на двигающиеся квадраты, это так мило.
Сюжет картины прост — история о том, как героиня неподражаемой Катрин Денев (мадам Пюжоль) из практически обезличенной жены бизнесмена, замкнутой лишь на стишках и белочках поднялась на вершины политического Олимпа.
Действие разворачивает в конце 70-х годов на фоне 1587-го этапа политической борьбы охватившего небольшую зонтичную фабрику. По-моему, французы как начали демонстрации демонстрировать в конце 18 века, так до сих пор успокоиться не могут. Нравиться им это, что ли?
Образ Денеф развивает с каждой минутой существования на экране, каждая мелочь лишь подхлестывает движение вперед. Например, можно отметить вот какую деталь. Картина начинается с кадров мадам Пюжоль, бегущей по утреннему лесу (Боже, это очаровательно, начало фильма — начало дня).
Жена своего мужа одета в красный спортивный костюм. С одной стороны, он привлекает внимание зрителя, с другой — этот цвет символизирует неизрасходованную энергию. (По ходу действия картины выясняется, что энергии-таки там действительно хоть отбавляй)
Когда же фильм неминуемо приближался к своему логическому завершению мадам Пюжоль бежит в синим костюме. А синий цвет символизирует спокойствие, уверенность, удовлетворенность, если хотите. (Особенно этот цвет логичен после сцены, предшествующей бегу в синем).
Депардье. Большой, огромный, смачный. Он притягивает внимание зрителя к себе каждым движением, каждым взглядом. «Может и я заслужил свое право на счастье?» спрашивает его герой-коммунист? И действительно, эти слова словно взрывают лед, которым, по-видимому, должна быть укрыта голова настоящего коммуниста.
В фильме присутствует довольно запутанная история, связанная с детьми. Но при всей своей запутанности, она совершенно классическая и абсолютно соответствует «канона» классической французской комедии.
НО! Вместе с тем это Француа Озон. То тут, то там, мелькают его улыбки: то кролики, то мальчики… одним словом очаровательно.
Kreisler
* рецензии (32)
* оценки
* друзья
* фильмы
* звёзды
*
Погружение в семидесятые
«Может, она и ваза, но явно не пустая».
Франсуа Озон поставил перед собой амбициозную задачу — вернуть к жизни утерянный аромат славных 70-х, вернуть его во всей красе, полноценно и масштабно. И если бы дело касалось только сюжета, то в этом было бы мало оригинальности — сегодня о какой только эпохе кино не снимают! Но создать сверхточную стилизацию жискар-д`эстеновской Франции, с ее красными настроениями, метаниями между европейскими ценностями и «всякими этими, как там? ах, да — свободами, равенствами и братствами», с беспорядочными и невнятными забастовками, со свободой нравов, скрывающейся под вуалью девственной невинности — это достаточно свежая идея.
Приятный (для ценителей стильного ретро) эффект дежа-вю ощущается сразу же, как звучат первые музыкальные темы, никуда не торопящиеся, наслаждающиеся красотой гармоний — никакой электроники и навязчивой попсы. Композитор Филипп Ромби за годы сотрудничества с Озоном, кажется, стал понимать последнего с полуслова, чему свидетельство — обаятельнейший и идеально вписывающийся в концепцию саундтрек. Так же обращают на себя внимание особенности экранного разреза, операторские ракурсы, дизайн костюмов, причесок и не только, многочисленные отсылки к классике французского кино — детали такого рода пронизывают все художественное пространство картины, так что постепенно погружаешься в атмосферу, незаметно, но бесповоротно, и совсем не хочется верить, что это фильм 2010 года!
Центральная фигура фильма — примадонна французской актерской школы, Катрин Денёв. От нее не оторвать глаз, настолько она пленяет своей харизмой. Кажется, что после «Дневной красавицы» (а прошло более 40 лет) она ни капельки не изменилась, она все та же, элегантная и пылающая энергией. Многозначительно звучат ее слова о старости — с одной стороны режиссер предоставил актрисе возможность по-новому взглянуть на себя и свое поколение, и в то же время, она как будто смотрит на наши дни из лихих семидесятых. Этим, возможно, обусловлена некоторая меланхоличность общего настроения.
Почти до неприличия округлившийся Жерар Депардье играет отлично, или… обычно — как вам больше нравится. Собственно, больше про него сказать нечего. Но мне показалось, что такое амплуа выбрано неслучайно — оно прекрасно сочетается с комическими персонажами, созданными Карин Виар и Фабрисом Лукини.
Юмористическая составляющая фильма, в целом, несколько театральна, кому-то даже покажется, что диалогов слишком много. Мне видится в этом своя прелесть, и я ни капельки не пожалел, что посмотрел «Отчаянную домохозяйку». (Боже, что за название! Чуть было не развернулся на 180 градусов из кинотеатра, когда вместо другого, отмененного фестивального показа объявили этот).
«Potiche» дословно значит «Трофейная ваза», но наша многострадальная локализация решила пойти на дешевенький пиар-ход, тем самым вызвав совершенно не те ассоциации. Не знаю, кому из поклонниц (или поклонников) популярного американского сериала придется по вкусу эта лента, разве что кто-то по ошибке оторвется от телезомбера и заглянет в кинотеатр.
Но у Франсуа Озона есть свой зритель. Ему, скорее всего, придется по душе как сам фильм, так и некоторые новые для режиссера кинематографические приемы. Получилась не бездушная стилизация, а захватывающая ретроспектива, преподнесенная с чувством и теплотой. И если вы забыли, как поет Катрин Денёв — то пропустить этот фильм никак нельзя.
|
|
|