Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ДЖОН И МЭРИ

03 февраля 2011
19.00
ЛУЧШИЕ ИСТОРИИ ЛЮБВИ Памяти Питера Йейтса

Большой зал дома актера
ДЖОН И МЭРИ
США, 1969, 1:30
ПИТЕР ЙЕЙТС («Буллит», «Костюмер»)
Один из лидеров «Нового Голливуда», англичанин Питер Йейтс в разгар сексуальной революции поставил этот, ставший классическим, фильм с замечательными Хоффманом и Фэрроу, тогда еще начинающими актерами. Их персонажи случайно знакомятся в баре, в обычном разговоре обнаружив взаимно интересующую их тему — фильм-притчу Жана-Люка Годара «Уикенд». По тому, как развивается диалог мы понимаем, что фильма они не видели и лишь создают иллюзию осведомлённости. Той же ночью отношения переходят в интимные. На следующий день каждый по своему переживает произошедшее ночью.
Эталонный фильм «Нового Голливуда».
Премия Британской киноакадемии BAFTA Д. Хоффману за лучшие мужские роли в фильмах «Джон и Мэри» и «Полуночный ковбой».


Официальный сайт




Фильм о любви двоих молодых людей. Джон - дизайнер, Мэри - сотрудница художественной галереи. Они знакомятся в манхэттенском баре, потом идут к нему домой и занимаются любовью. Утром Мэри внимательно рассматривает квартиру своего любовника, чтобы понять, соединяет ли их что-либо, кроме ночи, проведенной вместе. Когда она принимает душ, Джон исследует ее вещи, чтобы найти ответ на тот же самый вопрос. Они не знают: стоит им продолжать свои отношения или не стоит? Если не стоит, то как расстаться? Если стоит, то что им, Джону и Мэри, делать дальше? Может быть, для начала назвать друг другу свои имена, чего оба не удосужились сделать за первые сутки знакомства?..

Евгений Нефёдов, 2009.12.10 Авторская оценка: 8/10

Знаменательно, что лента увидела свет в перерыве между «Выпускником» /1967/1 и «Историей любви» /1970/, пользовавшимися умопомрачительным коммерческим успехом, несмотря на то, что авторы упомянутых картин отстаивали кричаще несхожую, чуть ли не противоположную эстетику мелодрамы. Постановку Питера Йейтса зрители и критики также оценили в момент появления по достоинству2 – и остаётся лишь гадать, почему со временем она несколько выпала из поля всеобщего внимания. Английский режиссёр, разменявший на съёмках четвёртый десяток, не случайно, надо полагать, привлёк к сотрудничеству (для адаптации романа Мервина Джонса) Джона Мортимера. Этот сценарист, хотя и был не слишком (на шесть лет) старше самого Питера, успел пройти отличную драматургическую и кинодраматургическую национальную школу, в то время как Йейтс многими по праву воспринимался3 типичным режиссёром-«шестидесятником».

Такое сочетание принесло отличные художественные результаты. С одной стороны фильм максимально насыщен приметами времени – в духе раннего Жана-Люка Годара, чей (правда, уже зрелого периода) личный шедевр «Уик-энд» /1967/ не просто упоминается в диалогах, а служит поводом для знакомства в баре. Актриса Миа Фэрроу, резко сменившая амплуа4, поразительно напоминает по типажу Джин Сиберг, чья Патриция повстречалась пребывающему «на последнем дыхании» Мишелю Пуакару. Да и главный авторский приём, введение развёрнутых «флэшбеков», по контрастному (гриффитовско-кулешовскому) принципу характеризующих настоящее, раскрывая логику поведения мужчины и женщины, подчинён той же самой задаче – вписать частную, даже камерную историю в широкий социальный контекст. Выступления перед студенческой аудиторией политика средних лет, ставшего любовником Мэри, участие матери Джона в борьбе за мир и права пролетариата, его и её воспоминания о прежних романах – всё это выходит за уровень воспоминаний, обретая силу документа, серии слепков с натуры, обретающих особую ценность в силу яркости самой эпохи. При желании даже в выборе имён, испанскими аналогами которых являются Хуан и Мария (в ином порядке), можно принять за дополнительный знак того времени…

Вместе с тем авторы осторожно подводят к мысли, что и в разгар «сексуальной революции» никуда не делись те памятные «короткие встречи» (имена Дэвида Лина и Ноэля Кауарда всплывают в памяти, можно сказать, с неизбежностью!), что при кажущейся мимолётности не так уж редко оказываются судьбоносными. Рано или поздно должен наступить счастливый момент, когда всё наносное, налипшее растворяется, уступая место вечному и непреходящему.


__________
1 – Кстати, принёсшем признание Дастину Хоффману.
2 – Прокатная плата в размере $4,2 млн. была существенной для того времени.
3 – Особенно в свете новаторского полицейского боевика «Буллит» /1968/.
4 – Рут Гордон, получившая премию «Оскар», предрекла партнёрше по «Ребёнку Розмари» /1968/ ту же участь за роль Мэри.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»