Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ИИСУС ИЗ МОНРЕАЛЯ
|
15 января 2011
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»
Малый зал дома актера
ИИСУС ИЗ МОНРЕАЛЯ
Канада-Франция, 1989, 2:00
ДЕНИ АРКАН («Закат американской империи», «Нашествие варваров»)
Актер, играющий Иисуса Христа, внезапно оказывается в пространстве «другой жизни». Притча об актере и зрителях, истине и ее имитации, вечных сюжетах и непреходящей ограниченности «среднего» человека. Фильм, который закрывает дверь в 80-е годы мирового кино.
Национальная кинопремия Канады «Джини»: лучший фильм, лучший сценарий.
Официальный сайт
«Иису́с из Монреа́ля» (фр. «Jésus de Montréal») — кинофильм квебекского режиссёра Дени́ Арка́на. 6 канадских национальных кинопремий, приз жюри МКФ в Каннах, ещё 10 наград и 7 номинаций, включая номинацию на «Оскар». Не рекомендуется просмотр детям и подросткам моложе 16 лет. Фильм рассчитан на думающего, умного зрителя. В фильме много трогательных, а порой и смешных эпизодов. Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала фильм «умным, дерзким и прекрасно снятым».
Даниэ́ль Коло́мб (Лотер Блатьё), молодой актёр из Монреаля, мечтает поставить «Страсти Христовы». Он добивается разрешения осуществить свою задумку в соборе и на участке под открытым небом, принадлежащим местной епархии. Коломб мобилизует на это благое дело пятерых полубезработных актёров. Вшестером они создают спектакль в форме хэппенинга, воскрешающего историю восхождения Иисуса на Голгофу.
Неприкрытая смелость трактовки первоисточника тут же вызывает нарекания со стороны местных служителей культа, ожидавших именно педантичного и иллюстративного воспроизведения Священного писания. К тому же исполнитель главной роли постепенно начинает действовать в жизни как Тот, кого он играет в пьесе, да и сама конфликтная ситуация всё больше и больше начинает напоминать известный библейский сюжет об Иуде и Христе…
После категорического отказа Коломба внести изменения в спектакль, епархия накладывает строжайший и немедленный запрет на его показы.
Во время спектакля Даниэлю прямо на кресте, сразу после распятия, полицейские предъявляют обвинение в нарушении общественного порядка. Стихийный бунт зрителей против произвола стражей порядка приводит к несчастному случаю: Даниэль оказывается раздавлен гигантской крестовиной, уже переставшей играть роль декорации.
После неудачной операции, закончившейся смертью Даниэля, его органы, годные к трансплантации в спешном порядке отправляют по различным лечебницам, чтобы успеть спасти жизни другим страждущим.
"Иисус из Монреаля" — история неудачника, вошедшего в образ Христа и поднятого усилиями масс-медиа до уровня городского символа. Религия в ее сегодняшних формах срастается с шоу-бизнесом, а последний все больше пропитывается ритуальным, мифологическим духом. Новые культы возникают, кажется, самопроизвольно, однако на самом деле не без помощи закулисных дирижеров. Некоторых из них Аркан карикатурно вывел в своем фильме, который лишь в силу процветающего в нашей стране невежества был противопоставлен "Последнему искушению Христа" Скорсезе (со скандалом снятому с телепрограммы НТВ в Пасхальную ночь и замененному уж никак не менее "кощунственной" картиной Аркана). Если Скорсезе — достаточно ортодоксальный католик, Аркан вообще равнодушен к религиозной проблематике. Но он — и не воинствующий атеист. Позиция пытливого наблюдателя, отслеживающего процесс как бы из будущего, приходит на смену позе гневного обличителя "прогнившей системы". Гниение? Да. Но именно оно способствует перемешиванию слоев почвы, которую тем интереснее разрыть и научно исследовать.
При этом режиссура Аркана не становится холоднее, а его моральный ригоризм поворачивается неожиданной гранью. Он может на протяжении половины фильма развлекать аудиторию скабрезными диалогами или показом того, как снимаются порносцены, — для того, чтобы резко сбить комедийный тон лобово публицистическим кадром: герой в гневе разбивает магнитофон и, подобно Иисусу, изгоняет бизнесменов из храма искусства.
Аркан, похоже, весьма терпимо относится к священнику, который нарушает обет целомудрия и вступает в связь с актрисой. Но потом оказывается, что предательство (навязчивая тема Аркана) затрагивает этого типа на гораздо более глубоком уровне. Все это позволяет сделать вывод, что Дени Аркан не отказывается от своих радикальных позиций и по-прежнему изобличает пороки общества. Но он научился секрету, как подсластить лекарство, чтобы оно было проглочено. А.Плахов.
Nikolay2006-03-27 00:00:00
Denys Arcand удивил второй раз подряд: после блистательного социально-интимного фарса "Закат американской империи" он снял ленту, которую можно озаглавить так: "Падение католической империи". Молодой актёр Daniel Coloumbe решает поставить легенду о Иисусе не в театральных декорациях, а в реальной церкви и церковном парке. И актёр наяву повторяет жизненный путь Христа - совершает чудо: он умирает, но его сердце и глаза пересаживают богатому американскому магнату. Едкая ирония подобного финала судьбы "нового Иисуса Христа", который годится для того, чтобы продлить жизнь, буквально воскресить одного из представителей "умирающей американской империи", ещё очевиднее на фоне довольно нелицеприятных выпадов режиссёра против закосневшей, догматичной католической религии, бюрократии и ханжества клерикальных кругов. Премия жюри и приз экуменического жюри Cannes Film Festival 1989 + номинация на "Золотую пальмовую ветвь". Приз ФИПРЕСИ Toronto International Film Festival 1989. 13 наград Genie Awards 1990 (художник-постановщик, оператор, художник по костюмам, режиссёр, звук, монтаж звука, лучший фильм, музыка, сценарий, актёр - Lothaire Bluteau, актёр второго плана - Remy Girard, Golden Reel Award) + 4 номинации (актёр второго плана - Gilles Pelletier, актрисы второго плана - Catherine Wilkening, Pauline Martin, Johanne-Marie Tremblay). Награда Golden Space Needle Award by Seattle International Film Festival 1990 режиссёру. Номинации на "Оскар" 1990; "Золотой глобус" 1990; BAFTA Film Award 1991 за лучший иностранный фильм. Участник Festival des Films Qu?b?cois ? Paris 1997.
|
|
|