Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ГДЕ-ТО

14 декабря 2010
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2009/2010 NEW!!!

Большой зал дома актера
ГДЕ-ТО
США, 2010, 1:40, кинопленка
СОФИЯ КОППОЛА
Новые «Трудности перевода» . Только на этот раз — трогательные отношения между 11-летней девочкой и ее отцом — голливудской звездой, который погряз и запутался в своей распутной жизни. Этот фильм — один из главных претендентов на итоговые награды года.
МКФ в Венеции: «Золотой лев святого Марка» за лучший фильм



картина Софии Копполы "Где-то": история отца и дочери, завоевавшая в этом году "Золотого льва Святого Марка" - главный приз Венецианского кинофестиваля.

Герой фильма - Джонни Марко. Ему под сорок, он голливудский актер класса А и мог бы позволить себе особняк любой степени роскоши, но живет в отеле, потому как, во-первых, звездной фанаберией давно переболел, а во-вторых, избегает любых привязанностей - будь то к людям или местам. В прошлом у него - блондинка-жена, собственный дом в Лос-Анджелесе и несколько десятков ролей, приведших на вершину успеха. В настоящем - работа, давно уже переставшая вызывать живой интерес, черный спортивный "Феррари" и угловой номер в легендарном "Шато Мармон", куда он водит стриптизерш и где то и дело возникают спонтанные вечеринки. А еще 11-летняя дочь Клео, которая периодически появляется в жизни Джонни - когда экс-супруга начинает очередной этап то ли духовного, то ли матримониального поиска и ребенка необходимо куда-то пристроить.

И вот в один прекрасный день как снег на голову свалившееся "родительское дежурство" заставляет героя понять, что дочь - единственно ценное, что есть в его сегодняшнем существовании, и лишь привязанность к ней придает жизни смысл. А стриптизерши, вечеринки, пресс-конференции с дурацкими вопросами и никому не нужными ответами - это лишь шелуха, оборотная и неприглядная сторона успеха, которая, того гляди, обесценит сам успех.

Сними такой фильм человек, не родившийся в Голливуде, а взявший его штурмом, наверное, ничего, кроме морализаторства, не получилось бы. Но "Где-то" снимает 39-летняя София Коппола - наследница могучего кинематографического клана. Она до такой степени внутри ситуации, настолько искренне верит в то, о чем говорит, что фильм уже не кажется банальным, а, напротив, воспринимается и публикой, и критикой, и коллегами по цеху почти как откровение. Вернувшись после провала пышной, костюмной, дорогой "Марии-Антуанетты" к тому, что у нее получается лучше всего, - к акварельным зарисовкам из жизни одиноких сердец, автор "Девственниц-самоубийц" и "Трудностей перевода" сняла, наверное, свой самый личный фильм.

Для Софии Копполы "Где-то" - такое же выяснение отношений с кинематографом, как "Все на продажу" или "Восемь с половиной" для их создателей. С той лишь разницей, что в жизни Софии кинематограф возник, не спросив разрешения. Сыграв грудного младенца в "Крестном отце", она буквально с рождения стала принадлежностью этого мира - с его вечными разъездами, отелями вместо дома и принесением в жертву профессии всех привязанностей. Скрытая от публики сторона профессии и стала предметом исследования в этой картине.

Главное, что герою нестерпимо скучно. Что бы ни происходило - он попросту засыпает. Засыпает в кресле гримера, засыпает под танец на шесте, засыпает и в более пикантных ситуациях. Ему скучно с приятелями, подругами, случайными любовницами, скучно с самим собой. Единственный, кто выводит его из состояния анабиоза, - 11-летняя девочка, его дочь.

В многочисленных венецианских интервью София Коппола утверждала, что, когда писала сценарий, уже видела в роли Джонни Марко 37- летнего американского актера Стивена Дорфа - потому что "он умеет играть опустошенность". Дорф почти ровесник Софии и тоже дитя из артистической среды - его отец популярный в Голливуде композитор Стив Дорф (который, в частности, сочинил музыку к известному у нас сериалу "Она написала убийство"). Стивен Дорф действительно умеет играть опустошенность, чем и вызвал много восторженных отзывов в Венеции. И все же, на мой взгляд, режиссер создает ситуацию, при которой миссия актера изначально становится невыполнимой.

В фильме много указаний на то, что Джонни Марко - и по таланту, и по славе - звезда уровня Питта, Деппа, Ди Каприо. Ясно, что, сыграй эту роль любой из перечисленных актеров, история героя поневоле стала бы читаться как личная история исполнителя. В этом смысле Дорф куда более безопасен, потому что деперсонифицирован.

Проблема в том, что актер уровня Стивена Дорфа не может сыграть актера уровня Леонардо Ди Каприо. Даже если оставить в стороне вопрос степени дарования, у них разная харизма и разная энергетика - то есть ровно те категории, которые никоим образом не получится сымитировать. Сделай Коппола своего Джонни звездой сериалов или второсортных боевиков, получилось бы, я думаю, куда убедительнее. Но ее собственная история - это история девочки из топ-семьи Голливуда, и, видимо, личный мотив слишком доминировал, чтобы она могла им пожертвовать.

Что касается Клео, в этой роли снялась Эль Фаннинг, младшая сестра Дакоты Фаннинг, юная актриса, в фильмографии которой столько же названий, сколько прожитых лет (ее дебют, как и у самой Софии Копполы, состоялся в грудном возрасте). В свои одиннадцать она уже абсолютно сложившийся профессионал, с идеальной четкостью выполняющий все требования режиссера. Но именно этот профессионализм Эль Фаннинг мешает увидеть испуганную, беззащитную девочку, которой, по сценарию, должна в финале предстать Клео. Поэтому из всей "большой тройки" - режиссер и исполнители двух главных ролей - безоговорочно веришь лишь режиссеру. Тому, что она попыталась рассказать что-то действительно для себя очень важное: историю неприкаянности. И необязательно быть дочерью одного из самых именитых кинематографистов мира, чтобы эту историю прочувствовать и понять.


«Золотой Лев» 67-го Венецианского кинофестиваля, врученный картине Софии Копполы «Где-то», вызвал в венецианском закулисье недовольный ропот

Многие сочли такое распределение наград скучным и несправедливым. На заключительной конференции, где «главный судья» Квентин Тарантино комментировал каждое решение жюри, его встретили громким «буканьем». Однако Тарантино нисколько не растерялся: показал в ответ полунеприличный жест и тоже «букнул». Потом сказал, что он не единолично принимал решение – его коллегам по жюри тоже понравилась работа Копполы. А вот что рассказала о своем фильме сама победительница.

«АиФ»: - Голливудская звездная жизнь знакома вам не понаслышке, но раньше вы никогда не снимали голливудских историй. Почему вдруг решились взяться за эту работу?

София Коппола: - Возможно, я соскучилась по Лос-Анджелесу. После рождения дочери мы долго жили в Париже, и я стала испытывать своего рода ностальгию. Но я не рассматриваю «Где-то», исключительно как голливудскую историю. Наш фильм, в первую очередь, о человеческих отношениях. О том, что происходит у нас внутри. По крайней мере, у некоторых из нас.

«АиФ»: - «Где-то» - это все-таки где?

С.К.: - Мы поначалу не вкладывали особого смысла в название. «Где-то» сначала было временным названием, а потом оно приклеилось к фильму. «Где-то» - это место, где герой хотел бы оказаться, чтобы обрести душевное равновесие. Но где это может произойти, он и сам не знает.

«АиФ»: - Стивен Дорф был сразу выбран вами на роль Джонни Марко?

С.К.: - Когда я писала сценарий, то изначально думала о Стивене. Но потом вдруг стала думать и о других актерах. Мы их пробовали, но все-таки вернулись к первоначальному варианту.

«АиФ»: - А Эль Фаннинг? Ее вы тоже сразу планировали снимать?

С.К.: - Нет, с Эль было по-другому. Я о ней сначала ничего не знала. Об Эль мне сказал наш исполнительный продюсер. Он видел ее в «Загадочной истории Бенджамина Баттона и Эль произвела на него большое впечатление. Я сомневалась. «О, это голливудский ребенок, это совсем не то, что нам нужно», - думала я. Мне нужна была девочка, которая живет в реальном мире и резко контрастирует с «людьми из шоу-бизнеса». Но когда мы все-таки встретились, я была очарована. Эль оказалась такой живой, такой «искрящейся». Это было как раз то, что нужно. Эль так много привнесла в фильм. Она сразу почувствовала свою героиню. И сразу делала то, что нужно. Я старалась не слишком вмешиваться в процесс, чтобы ничего не испортить.

«АиФ»: - Вы говорили, что «Где-то» - отчасти автобиографическая история. Характер героини Эль вы списывали с себя?

С.К.: - Она именно отчасти автобиографическая, но это вовсе на значит, что героиня Эль – мое детское альтер-эго. Просто я в детстве тоже много времени проводила в разъездах, ездила с отцом на съемки, жила в отелях. Я любила жить в отелях, мне казалось, что это особый мир, и он сильно отличается от жизни «вне». Все много смеялись, шутили, всем нравилось общаться друг с другом. Какие-то свои черты я «приписала» героини Эль. А какие-то «списала» с дочери своих знакомых.

«АиФ»: - «Папа» и «дочь» в реальной жизни быстро нашли общий язык?

С.К.: - Да, у Стивена и Эль не было проблем. Они много общались и до, и во время съемок. Я просила Стивена заезжать за Эль в школу, он ходил на волейбол и болел за Эль. Так что у них все было прекрасно.

«АиФ»: - Некоторые журналисты упрекают президента жюри Квентина Тарантино в том, что он дал вам приз «по дружбе». Вас это не задевает?

С.К.: - Я не думаю, что это так. Ведь Квентин Тарантино не один принимал решение, и вряд ли бы он смог надавить на всех членов жюри. Я все-таки думаю, что им просто понравилось наше кино.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»