Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ГОРЬКАЯ ЛУНА

11 декабря 2010
19.00
РУКИ ПРОЧЬ ОТ РОМАНА ПОЛАНСКИ! РЕТРОСПЕКТИВА РЕЖИССЕРА Фильм 4-й

Большой зал дома актера
ГОРЬКАЯ ЛУНА
ФРАНЦИЯ-Великобритания, 1992, 2:20
РОМАН ПОЛАНСКИ
Пропуская несколько важных в творчестве Поланского лент (некоторые - «Китайский квартал», «Тупик» были показаны нами в предыдущие годы, другие, возможно, будут показаны позже), представляем экранизацию романа Паскаля Брюкнера о природе страсти, садомазохизма в присущем Поланскому жанре психологического триллера, действие которого происходит в замкнутом пространстве океанского лайнера. Четыре персонажа в сетях страстей.


Официальный сайт




«Го́рькая луна́» (англ. Bitter Moon) — фильм 1992 года, снятый режиссёром Романом Полански. Одну из главных ролей в фильме исполнила его жена Эммануэль Сенье. Сценарий к фильму был написан на основе романа писателя Паскаля Брюкнера. Музыку к фильму написал знаменитый греческий композитор Вангелис.

Премьера фильма состоялась 12 июля 1992 года в Великобритании.

Сам фильм подвергся сильной критике из-за изображения садомазохистских фантазий. Просмотр этого фильма не рекомендуется детям и подросткам моложе 16 лет.
Содержание
[убрать]

* 1 Сюжет
* 2 Проблематика
* 3 В ролях
* 4 Ссылки

[править] Сюжет

Одна английская супружеская пара — Найджел и Фиона — после семи лет брака путешествует в морском круизе по Средиземному морю от Венеции до Индии с одним желанием — привнести новизны и свежести в свои целомудренные отношения. На теплоходе они знакомятся с другой несколько странной супружеской парой. Это пожилой американский писатель Оскар и его молодая красавица жена — француженка Мими. Оскару около 50 лет, он болен поперечным полиомиелитом, частично парализован и вынужден передвигаться на инвалидной коляске. Оскар решает рассказать Найджелу историю своих любовных отношений с Мими.

Они познакомились ранним утром в парижском автобусе, Оскар оплатил Мими проезд. Ему за 40, ей чуть за 20, секс стирает все возможные грани возраста, принципов и жизни вообще. Флирт перетекает в знойную страсть, которая может довести до саморазрушения. Сперва их любовная связь была бешено-страстной, но затем отношения стали охладевать, и союз стал скучным. Оскар искал новых ощущений и всячески пытался отделаться от Мими, а Мими напротив пыталась удержать его, желала быть его женой, и во что бы то ни стало оставаться рядом с ним, несмотря на все унижения — постоянные издёвки, других женщин, домашние вечеринки, на которых Оскар публично выставлял Мими посмешищем, откровенное презрение, аборт (по требованию Оскара), после которого Мими стала бесплодной. Наконец Оскар обманом заставил её уехать в другую страну. Спустя 2 года он попал в аварию и лежал в больнице. Мими посетила его в больнице и, пользуясь болезненным состоянием бывшего любовника, столкнула его с кровати. Полученная тогда Оскаром травма и стала причиной его паралича. Она стала заботиться о нём, поставив в положение полнейшей зависимости — сильнее, чем некогда сама зависела от него.

Она становится его сиделкой, и отношения скатываются к садомазохизму. Мими продолжает мстить ему, продолжается борьба за власть в союзе. Например, Мими пользуется скованностью в передвижении Оскара и совершает половой акт со своим чернокожим любовником в пределах слышимости Оскара. Почти каждый вечер Мими проводит на вечеринках, в ночных клубах, и возвращается домой либо поздно ночью, либо уже под утро. Однажды Мими дарит Оскару на его день рождения — пистолет, тем самым намекая, что ему пора застрелиться. Тем не менее они держатся друг за друга и даже официально оформляют свои отношения. Они становятся супругами, хотя их любовь давно стала извращенной и перекрылась ненавистью.

Англичане на теплоходе остаются до поры до времени наблюдателями, но соблазнительная красотка Мими решает и их вовлечь в свою игру. Она предлагает Нэйджелу стать её любовником, но сама же тянет с этим. В конце концов Мими отказывает Нэйджелу и проводит ночь любви с его женой Фионой. Заканчивается фильм тем, что Оскар убивает себя и Мими из пистолета, который она ему когда-то сама и подарила на его день рождения.
Проблематика


Одна из важных идей фильма состоит в том, что любовная страсть, какой бы жаркой она ни была, рано или поздно начинает ослабевать после пика невообразимых плотских наслаждений. И в этот момент паре нужно решить, продолжать ли им отношения, хотя это неизбежно приведёт к взаимному унижению (а в фильме Полански это привело к взаимной ненависти, которая по силе была сравнима с их былой страстью), или расстаться, пусть и ценой безмерных душевных страданий. Их отношения могут продолжаться лишь на новом уровне человеческих отношений. И хотя этот фильм именно о страсти, во время просмотра постепенно приходишь к выводу, что просто страсть — тупиковая ветвь развития отношений, которая проходит через экстаз, спад, извращения, взаимную жестокость и кончается смертью. Если бы герои выбрали путь человечности, жизни наполненной не только страстью, но и работой, воспитанием детей, поддержкой друг друга и окружающих — эта жизнь была бы иной и не завершилась бы столь бездарно. В своих фильмах режиссёр подробно исследует пути добра и зла. И этот фильм в конечном итоге о том же.
В ролях

* Питер Койот — Оскар
* Эммануэль Сенье — Мими
* Хью Грант — Найджел
* Кристин Скотт Томас — Фиона
* Виктор Банерджи — мистер Сингх
* Софи Патель — Амрита Сингх
* Патрик Альбенк — стюард
* Смилья Михайлович — игрок в бридж
* Лео Экманн — игрок в бридж
* Люка Веллани — Дадо
* Ричард Дью — завсегдатай вечеринок



"Горькая луна" (или, используя игру слов, "Горький ме­довый месяц", 1992) — почти что римейк "Ножа в воде". Вновь супружеская пара, втягивающая в свои изжитые отно­шения новичка, неофита, свежую кровь. Вновь действие сконцетрировано в плавучем интерьере, только вместо при­ватной (шикарной по польским параметрам) яхты — дей­ствительно роскошный трансконтинентальный лайнер. И несколько "флэшбеков" из парижской жизни, из времен, когда завязался злосчастный роман, который завершится двумя выстрелами посреди океана.
О6 этом фильме один из фестивальных экспертов сказал: "Very, very Polanski". При том, что здесь как никогда много заимствований и реминисценций: от Эрика Ромера до Бертолуччи с его "Конформистом" и "Последним танго", до бунюэлевской "Тристаны" и феллиниевской "Сладкой жиз­ни". Весь фильм — сплошной постмодерновый "пастиш", влажная вселенская смазь, скрепляющая осколки интеллек­туальных и масскультовых клише. Неоригинален и жанр — возведенный на подиумы последних сезонов эротический триллер. И тем не менее эксперт прав: этот фильм — очень, очень "полянский". В нем с редкой энергией выплеснулся провокативный характер его личности. Ее обжигающее воз­действие сполна испытали трио актеров, сыгравших все стадии романтического флирта, рокового влечения, садо-мазохистских игр и физического истребления.
Питер Койот едва не отказался от роли писателя, пы­тающегося повторить опыт Хемингуэя, Фицджеральда и Генри Миллера, — испугавшись, что соотечественники соч­тут его настоящим психом. Точно не известно, что думал по этому поводу тогда еще девственный в кинематографе Хью Грант. Что касается Эмманюэль Сенье, то она была более сговорчива — ведь еще в несовершеннолетнем возрасте актриса стала очередной пассией Полянского. Последний же, вернувшись к собственным началам и корням, доказал, что по-своему способен на верность и постоянство. А.Плахов.

Сергей Кудрявцев 5/10
Мелодраматический триллер с элементами иронии

Конечно, эта картина Романа Полянского, «испорченного ребёнка» мирового кинематографа, истинного космополита, работающего в разных странах, достаточно эротична и пикантна, хотя рискует вызвать неудовольствие как поклонников красивой, «мягкой» эротики, так и ценителей высокого искусства. Первым она может показаться излишне нервной, отталкивающей, пугающей. Вторые будут негодовать из-за эстетики кича, намеренного упрощения и опошления «великой битвы полов», достойной более трагического пафоса. В результате «Горькая луна» мало кому понравится, несмотря на то, что всё же привлечёт зрителей — в поисках пряных и острых ощущений интимного характера или в надежде на откровения далеко не последнего художника в современном кино.

Но куда интереснее разобраться в причинах относительной неудачи Полянского, тем более что она не первая в его причудливой карьере, знавшей взлёты и падения. Прежде всего, вспоминается невразумительный фильм «Что?» (американский вариант — «Дневник интимных снов»), который так и не отвечает на предполагаемый вопрос: что происходит с героиней и где — в фантазиях или наяву? Вот и в «Горькой луне» режиссёр не смог выбрать верную манеру повествования, в смятении кидаясь от подлинной драмы взаимоотношений мужчины и женщины в союзе-соперничестве двух индивидуальностей и двух разных природных начал — к затейливой, вычурной, фривольной игре в сексуальную возгонку, искусственное возбуждение пропадающего влечения.

Писатель-американец Оскар знакомится в Париже с молодой красивой француженкой Мими, работающей официанткой в баре. Страстная любовь между ними довольно скоро приобретает (ради необычности и рискованности чувств) отчасти садомазохистский характер, пока не превращается в болезненный поединок оскорблённых самолюбий. Впрочем, вся эта история из прошлого, рассказываемая Оскаром не без удовольствия и мучения случайному попутчику на теплоходе, англичанину Найджелу (он направляется со своей женой Фионой в Индию, рассчитывая обрести там безмятежность существования), могла быть ленивой выдумкой скучающего инвалида, кем стал Оскар. Да и Мими, вызывающая необоримый инстинкт у Найджела, способна в качестве шаловливого соблазна увлечь назло всем именно Фиону, сойдясь с ней в чувственном танце.

Иронический, ёрнический парафраз на темы работ Бернардо Бертолуччи, как и язвительное высмеивание собственных лент (от польского «Ножа в воде» до английского «Тупика»), спасли бы Романа Полянского от упрёков в дешёвом мелодраматизме, манерном патологическом «сексизме»… Преврати он всё действие до сцены танца в остроумную игру воображения (не без фирменного чёрного юмора и непременной доли провокационной, эпатажной эротики), создай тонкую вязь кажущегося и всамделишного, побалансируй на грани низкого и высокого (а ведь Полянский это здорово умеет делать!). Тогда не нужен был бы по-опереточному трагический финал с выстрелами из пистолета, и сам фильм воспринимался иначе — не как напрасные потуги автора совершить возгонку вдохновения, пробудить свою творческую потенцию.

Легко заподозрить, что более наглые критики из совсем молодого поколения причислят постановщика «Горькой луны» к состарившимся импотентам, порочным вуайеристам типа деградировавшего интеллектуала Тинто Брасса, тем более что оба в начале 90-х годов подошли к своему 60-летию, а многие европейские ниспровергатели-шестидесятники заделались пресыщенными, уставшими буржуа. Всё же Роман Полянский не из их числа. Хотя «Горькая луна» даже при снисходительном отношении не тянет на модный мелодраматический триллер вроде «Рокового влечения» или «Основного инстинкта» и уж совершенно несопоставима с трагедиями страсти, созданными Бернардо Бертолуччи или Нагисой Осимой.

Однако в промашке таланта, несуразности творческой личности видится больше смысла, чем в беспроигрышной ставке на потайные вкусы средних городских служащих (как у Залмана Кинга) или грубые желания «порнократов» и матросов, обожающих картины Тинто Брасса. Одно дело — слава ловеласа и покорителя «нимфеток», скандалы в светской хронике. А в кино Полянский никогда не был исповедальным творцом, делящимся чем-то личным. Он — певец кошмарной абсурдности мира, а не раздрызга чувств. Поделом же Роману за просчёт!

1992


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»