Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ОВСЯНКИ

09 декабря 2010
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2009/2010 NEW!!!

Большой зал дома актера
ОВСЯНКИ
Россия, 2010, 1:20, кинопленка
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО («Первые на Луне», «Железная дорога»)
В декабрьских традициях «Ракурса» показывать по итогам года самые спорные и талантливые ленты отечественного кино, и, в частности, те, которые были награждены на МКФ в Венеции («Москва», «Четыре», «Возвращение», «Бумажный солдат»). Екатеринбуржец Федорченко любит мистифицировать зрителя, соединяя несоединимое.
МКФ в Венеции: приз зв лучшую операторскую работу, приз экуменического жюри, приз ФИПРЕССИ


Официальный сайт




Мирон Алексеевич — директор бумажно-целлюлозного комбината — едет хоронить жену Таню в те места, где они когда-то проводили медовый месяц. Едет не один, а с фотографом по имени Аист, которому по дороге рассказывает трогательные подробности своей жизни с Таней. В повествование вплетаются воспоминания героев, а также обряды и верования народа мери — малочисленного финского племени, когда-то жившего в Северном Поволжье и растворившегося среди русских.


"Овсянки" не похожи на российское кино "новой волны". В нем другая Россия — не чернушная и не христиански умильная, а метафизическая, во многом фантастическая, придуманная писателем Денисом Осокиным, написавшим прекрасную повесть "Овсянки" и напечатавшим ее под псевдонимом Аист Сергеев. Аистом зовут и одного из трех главных героев "Овсянок", от чьего лица идет повествование. Он работает фотографом на бумажной фабрике, и именно к нему обращается директор с просьбой помочь сжечь тело умершей жены, а потом развеять ее прах по реке. Так поступают со своими покойниками меряне — дожившие до наших времен потомки угро-финского народа меря, сохранившего ритуалы язычества. Лучшим же способом ухода в другой мир считается утонуть в одной из тамошних рек — от Волги до Неи: это голубая мечта любого мерянина. Осуществить ее героям помогают мистические птички овсянки.

После "Возвращения" Андрея Звягинцева, в 2003 году примирившего Венецию с новым российским кино, "Овсянки" стали вторым случаем единодушного приятия фильма from Russia with love. С "Возвращением" картину Алексея Федорченко сближают и великолепная операторская работа Михаила Кричмана, и отсутствие господдержки (по словам режиссера, в Минкульте сочли сценарий "Овсянок" порнографическим, и проект полностью профинансировал продюсер Игорь Мишин). В Венеции же фильм, действительно не чуждый эротики, воспринят как целомудренный и духовный, чего по привычке ждут в мире из России. "Овсянки" уверенно лидируют в рейтинге журнала Variety, опережая работы знаменитых и культовых авторов обоих полушарий. Они нашли горячих сторонников среди критиков молодых и старых, российских и зарубежных, их уже сравнивают с "Дорогой" Феллини и "Зеркалом" Тарковского. Сам Тарантино, великий и ужасный, демонстративно аплодировал стоя на премьере российской картины. Одним словом, ясно, что на наших глазах рождается миф — в положительном смысле этого слова.

Как всякий миф, он несет в себе черты заблуждения. Иностранцы легко поверили, что в современной России, застрявшей меж эпох и цивилизаций, действительно живут-поживают язычники меряне и сжигают своих мертвецов. О том, что это метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации, догадались немногие. Алексей Федорченко давно имеет вкус к mockumentary — ложной документальности, игре в документ. Именно в этом ключе были сделаны "Первые на Луне", и они тоже обманули публику, критиков, даже жюри, наградившее картину как лучшую среди документальных в секции "Горизонты". Теперь Алексей Федорченко готов бороться за "Золотого льва" главного конкурса.


«Овсянки» Алексея Федорченко

График режиссера Алексея Федорченко и его фильма «Овсянки» расписан до конца 2011 года. После Венецианского фестиваля, на котором картина получила целый ряд наград, включая Серебряного Льва за операторскую работу и приз ФИПРЕССИ, международного жюри критиков, «Овсянки» совершают победное шествие по миру, и впереди у них еще приблизительно 47 (!) фестивалей. Совсем скоро, во Франции, картина откроет русскую неделю в Париже, а затем фильм выйдет во французский прокат огромным для такого кино тиражом 40 копий. В нашей стране ситуация обратная. Количество копий в несколько раз меньше, а кинотеатры, в которых можно посмотреть фильм можно пересчитать по пальцам одной руки. И все-таки, мы уверены, найдется зритель, который захочет посмотреть это кино. Оно того стоит!


«Овсянки» с трудом поддаются осмыслению. Анализировать, ковырять и разбирать их просто не хочется, это живое существо, оно дышит, порхает вне зависимости от того, смотрит на него кто-то или нет. Если бы можно было определить, каким органом снят тот или иной фильм, то «Овсянки», кажется, сделаны надпочечниками, органами, отвечающими за выработку в организме многочисленных гормонов. И воспринимаются тоже не сердцем, не головой, упаси Господь, а именно надпочечниками (в крайнем случае, щитовидной железой). Фильм сюжетно скромный и идеологически ровный, ни тебе катарсиса, ни глубинных смыслов и контекста. Воздействует непостижимо, но избирательно, видимо только на тех, у все в порядке с надпочечниками...

Человек с удивительным именем Аист вместе со своим начальником Мироном везут его умершую жену Татьяну, собираясь совершить похоронный обряд, традиционный для мерян (народность, описанная в "Повести временных лет" и других древних хрониках и вновь воспетая современным писателем Денисом Осокиным). А традиция гласит, что тело нужно предать воде, да и вообще, смерть в воде – высшее счастье для человека, только в ней он может обрести подлинный покой и бессмертие. Пока герои совершают свой путь, мы узнаем о небывалых повериях, вроде выдуманных, а может в чем-то «всамомделешних»: невесте на лобковые волосы подружки привязывают цветные нити; когда человек умер, но не похоронен, нужно рассказывать как можно подробнее и небрежнее о его прошлой сексуальной жизни.. и т.д. С собой в поездку мужчины берут двух невзрачных птичек в клетке, которые в конце-концов решают их общую судьбу.

«Овсянки» не потрясают, не сводят с ума, но заставляют плакать, когда ничего грустного не происходит, улыбаться, когда случается трагедия. Мистика, метафизика, путешествие вглубь себя. Из-за нашей беспомощности против сдержанной красоты мира внутри каждого из нас мечется, бьется маленькая невзрачная овсянка.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»