Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ПЕСНИ СО ВТОРОГО ЭТАЖА
|
30 ноября 2010
19.15 ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА
Малый зал дома актера
ПЕСНИ СО ВТОРОГО ЭТАЖА
Швеция, 2000, 1:30
Рой Андерссон
Трагикомедия знаменитого шведского режиссера, снимающего фильмы очень редко, но метко. В городе Стокгольме начинают происходить странные вещи, сюр вторгается в жизнь обывателей, а мизантроп Рой Андерссон выносит приговор человечеству.
МКФ в Канне: спецприз жюри
Добро пожаловать в сюрреалистический, абсурдный мир Роя Андерссона! Владелец магазина, чтобы избавиться от кредиторов, сжигает свою лавочку и пытается доказать молчаливым страховым агентам, что это был несчастный случай. Несчастному торговцу являются призраки. Толстые усталые люди грустно готовятся к любовным утехам. Бизнесмен-неудачник прогорает на продаже распятий и, уныло матерясь, свозит их на свалку. Фокусник по-настоящему распиливает несчастного добровольца из публики. По улицам бродят кающиеся маклеры и предаются самобичеванию. Власти приносят в жертву богу девочку, а потом все напиваются и грустят… Смешались в кучу банкиры и бомжи, дети и столетние старики, сумасшедшие и ученые, живые и мертвые. Здания начинают перемещаться, а машины навсегда застревают в пробках. Все устремляются прочь из безумного города в темпе останавливающегося маятника. У каждого - катастрофа, но каждый в ступоре. Каждый застывает в какой-то крайне неудобной позе, зацикливаясь на своей "коронной" фразе, которую он повторяет как последнее оправдание, последний ответ кому-то, последний аргумент в пользу здравого смысла. Однако тавтология обессмысливает любое высказывание, превращает его в поговорку, в припевочку песни, долетающей "со второго этажа" - с того света. Время застыло. По вокзалу бродят мертвецы. Мертвецы требуют своего у живых, которым уже ничего не нужно, кроме "прочь отсюда". Драма переходит границы времени, места, языка, этого мира... Рой Андерссон - это своего рода Эммануил Cведенборг земного мира. Только Андерссон, в пику Сведенборгу, ищет аналог реальности не в небесных сферах, но в самой же реальности, за четыре года изнурительных съемок обработанной до неузнаваемости. Режиссер сравнивает себя с немецкими художниками-экспрессионистами и их "преувеличенной простотой". Эта самая преувеличенная простота и есть лучшая характеристика его метода.
Однажды вечером в Стокгольме начинает происходить ряд невероятно странных, не связанных друг с другом событий. Немолодой клерк сходит с ума после безжалостного увольнения с работы… На улице жестоко избивают заблудившегося эмигранта… Фокусник совершает роковую ошибку прямо во время своего представления, по-настоящему распилив несчастного добровольца из публики… Растерянного человека, в отчаянии спалившего дотла свой мебельный магазин, преследует призрак удавленника… Огромная толпа важных и мрачных взрослых людей приносит в жертву невинную девочку… В городе немыслимые пробки; по улицам чинно ходят хорошо одетые чиновники, хлещущие себя плетьми… Похоже, пришел тот час, которого все так давно боялись…
Публикации
Песни поются
"Песни со второго этажа", строго говоря, являются всем, чем угодно, кроме кинофильма. Это своего рода попурри, абсурдистский видеоряд, нарезанный на пятьдесят две слабо связанные между собой сцены. Каждая напоминает знаменитые рекламные ролики Андерссона, вместе же они — разновидность гиперфильма, который можно просматривать в произвольной последовательности и в любом направлении... (Сергей Аксенов, Film.ru, 18.06.2001)
Искусство требует жертв
Что-то я потерялась совсем... а что такого?! Вы бы после этого фильма тоже потерялись, растерялись, заблудились, обалдели или еще чего похуже. И вообще такие картины надо смотреть только на очень свежую голову (если уж вы приняли мужественное решение это посмотреть)... (Алла Манн, 28.05.2001)
Любите того, кто поет песни со второго этажа
Сюжетной основой картины служит многократно цитируемое стихотворение перуанского поэта Цезара Вальехо "Спотыкаясь среди звезд". Его суть — любовь к человеку, каким бы он ни был: "любите ребенка в слезах и взрослого — потому что слез нет". Любить надо и лысого без шляпы, и человека с часами, и человека, который просто садится. Новопрочтение Нагорной проповеди в лютеранской аранжировке... (Евгения Пляшкевич, "InterMedia", 25.05.2001)
Да будет возлюблен тот, кто заеден клопами
Швед Рой Андерссон — воплощенный идеал режиссера. Как и американская легенда Теренс Малик, в молодости Андерссон сделал два фильма "Шведская история любви" (1970) и "Галиап" (1975), прославился, стал желанным гостем Каннского фестиваля, а потом перестал снимать кино и занялся рекламой. Строго говоря, с нее он и начинал... (Александр Стрелков, Газета.ru, 24.05.2001)
Cinema-39: Песни нашего века
"Песни" — не история гибели человечества и не история гибели культуры (обе темы в последние году стоят на первых местах в хит-парадах европейских и американских режиссеров); это зарисовки о гибели цивилизации. (Антон Долин, "Русский журнал", 22.05.2001)
Метафорический action
Все образы в "Песнях со второго этажа" изобретательно демонстрируют, что социум — это гигантский дурдом без врачей. Людьми управляют мании — мания преследования, мания разрушения, мания законотворчества, мания садизма и мазохизма. (Екатерина Сальниковаё, Киноизм)
Христианские морали обычной шведской семьи
есни со второго этажа" — это картины рая и ада в лютеранской трактовке, где чистилище не предусмотрено. Потому что чистилищем является сама жизнь, но искупление грехов невозможно, так как нарушена главнейшая христианская заповедь — "возлюби ближнего". (Евгения Пляшкевич, Киноизм)
Депрессивная комедия: смех сквозь сон
Действительно комедия. Хотя мир, изображенный Андерссоном, довольно мрачен, но каждая фраза в фильме вызывает смех, каждое движение — улыбку. (Андрей Бережанский, Relax!Ru)
Хаос мира, сведенного до размеров типичного европейского города с его изматывающими автомобильными пробками, нудными больничными палатами, безликими офисами и пустыми кафе. Человек, затерянный в этом каменном мешке, разрываемый противоречиями и отягощенный своей памятью. (Тимур Кангельдиев, Jam.ru)
Рой Андерссон вообще — это своего рода Эммануил Cведенборг земного мира. Только Андерссон, в пику Сведенборгу, ищет аналог реальности не в небесных сферах, но в самой же реальности, за четыре года изнурительных съемок обработанной до неузнаваемости. Режиссер сравнивает себя с немецкими художниками-экспрессионистами и их "преувеличенной простотой". Эта самая преувеличенная простота и есть лучшая характеристика его метода. (Максим Александров, "Ведомости")
С одной стороны, фильм настолько индивидуален и уникален, что даже трудно его ставить в один ряд с каким бы то ни было произведением кинематографа, чтобы отнести к жанру или объединить по каким-то признакам в определенную группу. С другой стороны, лента, состоящая из 52 коротких новелл, подразумевает ассоциативность. При этом ассоциации и параллели возникают у каждого свои... (Анна Стимасская)
http://www.arthouse.ru/movie.asp?Code=SONGSFSF
|
|
|