Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

БЕСЧЕСТЬЕ

30 ноября 2010
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2008/2009 NEW!!!

Большой зал дома актера
БЕСЧЕСТЬЕ
Австралия-ЮАР, 2008, 2:00
СТИВ ДЖЕЙКОБС
Безупречная экранизация одного из лучших романов лауреата Нобелевской премии белого южноафриканца Джона М. Кутзее. Джон Малкович в значительной для себя роли профессора филологии проходит все этапы крушения размеренной налаженной жизни своего героя. Вследствие сексуального скандала он вынужден покинуть университет и окунуться во все «прелести» африканской глубинки... Умное психологическое кино, редкое в сегодняшней кинематографической ситуации.
МКФ в Торонто: приз ФИПРЕССИ


Официальный сайт




«Бесчестие» Стива Джейкобса

52-летний преподаватель литературы кейптаунского университета Девид (Джон Малкович) в свободное от работы время сходит с ума по Байрону, пишет оперу о Байроне и посещает темнокожих проституток. Однажды в университетском дворе он знакомится со студенткой Мелани. У них завязывается роман, вроде как, по обоюдному желанию, но заканчивается это все плачевно для преподавателя. Лишившись работы, он отправляется к своей дочери-лесбиянке, которая живет в деревушке и делит землю с чернокожим трудоголиком Петрусом (Эрик Эбони). Тот, похоже, выживает ее из собственного дома, пускай, и не желая номинальной хозяйке зла. Ситуация вскоре выходит из-под контроля, а горожанин Девид, пытаясь взять ситуацию в свои руки, расчитывая то на полицию, то на здравый ум своей дочери. Ситуация, естественно, только усугубляется и последней каплей становится нападение на профессора и дочь в их собственном доме.


«Бесчестье» - это, в первую очередь, роман нобелевского лауреата Кутзе. Книга, в свое время наделавшая шума в Америке, и встретившая в Европе холодное недопонимание. Роман Кутзе по форме – в чистом виде любовный роман рубежа 18 и 19 века – похоть, вопросы морали и поэтический фон – все бы оно так, но роман затрагивает одну из самых щекотливых тем последнего десятилетия. Равноправие между белыми и черными привело к тому, что в мире появился так называемый расизм наоборот (на эту тему есть замечательный фильм «Добро пожаловать в Лейквью»). Вопрос о «проблемной земле» и ее истинном владельце, о белом хозяине в окружении бывших рабов перекочевал естественным образом из книги в картину, правда, в каком-то патологическом виде. А мотив страсти и искушения здесь проще всего объяснить тем, что все мужики сволочи.

Все дело в том, что главный герой в исполнении Джона Малковича похож больше на исчадье ада, чем просто на слабого белого, который не может противиться своему либидо, а так же ничего не может сделать с соседом, который, видимо, уже давно довел до белого каления его дочь. Малкович очень неорганично вписывается в пейзаж ЮАР. И каждый раз, оказываясь на фоне волнующегося моря, гор и прочего, выглядит он, мягко скажем, странно. Актер, кажется, до сих пор играет «Быть Стенли Кубриком» - и это, конечно, еще больше усугубляет проблемы. Рассказывает он о мужской натуре со страстью настоящего гомосексуалиста - наслаждаясь вполне искренно тем, что не может остановиться, когда видит молодое темнокожее тело. Как по часам – ровно через 3 минуты после этого заключения – его дочь насилуют трое чернокожих подростков. А сам Девид сначала, вроде как, пытается объяснить, что он и они – это совершенные разные ситуации, но, в конце концов, едет к родителям своей студентки, извиняется перед ними, а для того, чтобы до конца искупить свою вину начинает крутить роман с полной 50-летней белой дамой (ветеринаром-общественником).

Все бы, конечно, ничего, но режиссер картины Джейкобс всячески избегает усложнений, и метафоры у него строятся по принципу «для тех кто не понял сразу, дальше будет объяснение». А постоянное желание противопоставить что-то чему-то просто выводит из себя в первые полчаса. Разжевав все, что можно, в финале нам выдают выдающуюся сцену с негритенком, бегающим по какой-то капусте, топчущим ее и выкрикивающим: «мы всех вас убьем». Согласитесь, одна замечательная сцена – на двухчасовой фильм, где вроде как должны во всю отрабатывать актеры – маловато.

Совершенно неясно, кому интересно такое кино, затерявшееся где-то между поп-драмой (в духе того же «Доказательства» и «Близости») и этническим авторским кино, где главным героем всегда выступает земля.

Олег Коронный


Тихий африканец
Режиссерский путь австралийца Стива Джейкобса пока насчитывает очень мало вех – собственно, всего две. В 2001 году он снял странноватую, но занятную трагикомедию «Испанка», и теперь, через восемь лет, выпускает более амбициозный фильм - «Бесчестье», по награжденному премией Букера роману нобелевского лауреата Джона М. Кутзее.
Проза Кутзее (кстати, единственного писателя, который удостоен Букера дважды) открыта самым разным интерпретациям – зачастую взаимоисключающим, и самый «реалистичный» из его романов, «Бесчестье», в этом смысле один из самых сложных. Джейкобс при экранизации выбрал путь спокойной иллюстративности в сочетании с упрощением структуры романа, называя свой подход «объективной камерой». Благо, сюжетная насыщенность романа дает для этого достаточно материала.
Действие разворачивается в Южной Африке эпохи постапартеида. Дэвид Лури (Джон Малкович), немолодой профессор филологии Кейптаунского университета, перемежающий ученые штудии и секс с проститутками, увлекается своей студенткой Мелани (Фиона Пресс), за что его с позором изгоняют. Планируя написать камерную оперу о Байроне в Италии, он едет к своей взрослой дочери-лесбиянке Люси (Джессика Хэйнс), которая в одиночестве живет на ферме. В ветеринарной лечебнице, где теперь работает волонтером Дэвид, он помогает усыплять бродячих собак и сжигать их трупы. Однажды на ферме появляются три чернокожих парня – они насилуют Люси, убивают собак, калечат Лури, грабят дом. И скорее всего придут снова. Один из насильников оказывается родственником некоего Петраса (Эрик Эбуани), который живет на ферме и явно не прочь стать ее хозяином. Он предлагает жениться на Люси и усыновить ее ребенка, зачатого во время изнасилования. Люси готова на все, чтобы остаться на своей земле, она хочет жить, будто ничего не случилось, – Дэвид, как может, сопротивляется этому, пока не понимает, что это бесполезно, и не отдается на волю судьбы.
Такова фабула. Остальное в книге строится на тонкостях прозы Кутзее, на постоянном внутреннем монологе интеллектуала Лури, в конце концов - на многослойности проблематики, которую Джейкобс и не успевает перенести на экран, и не умеет без потерь «перевести» на киноязык. Абсолютно пропадает, например, мотив трагедии старческого либидо, и Мелани, соблазненная студентка, выглядит куда более невинной, чем в романе, заставляя думать, что дочь Лури просто расплачивается за неуместную похоть отца.



Кутзее не поучает, не проповедует, не декларирует свою «философию», его смыслы прячутся где-то между похожими на сценарные указания фразами в настоящем времени, из которых построен роман («Дэвид идет», «Мелани одевается»), создающими обманчивый эффект присутствия и полной включенности. Поэтому и конгениальности роману с помощью простого пересказа средствами кино достичь очень сложно.
Постоянные мотивы прозы южноафриканского писателя – насилие, страдание, унижение, выпадение из социальности и, главное, смирение. Для одних его интерпретаторов смирение – и есть бесчестье, что дает повод называть романы писателя «депрессивными» и «пессимистичными». Для других же бесчестье само по себе – это только отправная точка для пути через отторжение культуры, амбиций, страстей и принятие бытия – к истинной свободе, единственному доступному заменителю счастья. Но Малкович, как всегда великолепный, не играет ни бесчестья, ни смирения: его Лури сух и холоден, это ироничный умный человек, попавший в переплет, но умеющий из него выбраться; поэтому прекрасная актерская игра пропадает втуне – это будто талантливо сделанный персонаж из другого фильма. Здесь нет ни «безумного сердца», о котором говорит Лури, ни его пути и преображения.
Наиболее проявленный и хорошо проработанный мотив в фильме – мучительные и безнадежные изменения в южноафриканском обществе, которое пытается освободиться от антиутопии в действии – морока апартеида длиною почти в 45 лет. Это создает пространство отчаянной борьбы за власть, подавленного, тлеющего насилия, если не законного, то могущего быть морально оправданным, которое выплескивается исподволь, понемногу.
Либеральные взгляды Люси, устав университета, защищающий студентов от домогательств преподавателей, коалиция против дискриминации, защита животных и пр. – все это приметы другой жизни, где уже решены вопросы простого выживания и сосуществования, и осталось только навести лоск. На самом же деле страна ходит по замкнутому кругу мести и жестокости. Угнетенные пытаются стать угнетателями, и этому нечего противопоставить – моральный долг должен быть оплачен, «миссия» белого человека дискредитирована полностью. Насильники пришли, чтобы пометить свою территорию (ведь еще недавно межрасовые связи были уголовно наказуемы!), Петрас и Люси меняются ролями, сильнейший теперь может занять свое место. И Люси (в стоящем отдельного комплиментарного упоминания исполнении Джессики Хэйнс) пытается разорвать круг насилия, принимая его как часть своей жизни и отказываясь не только мстить, но и бежать.
Фильм простоват для арт-хауса, скучноват для мейнстрима. Но, теряя по дороге многосложность книги, все же бережно доносит до зрителя то, что осталось. Имеющий глаза да увидит. А лучше - прочитает.

Опубликовано: "СИНЕМАТЕКА"

«Бесчестье» (англ. Disgrace) — экранизация одноимённого романа Джона Максвелла Кутзее (англ. John Maxwell Coetzee), снятая австралийским кинорежиссёром Стивом Джейкобсом (англ. Steve Jacobs) по сценарию Анны Марии Монтичелли (англ. Anna Maria Monticelli).

Фильм был впервые представлен на международном кинофестивале в Торонто в 2008 году [1].
Содержание
[убрать]

* 1 Сюжет
* 2 В ролях
* 3 Награды
* 4 Примечания
* 5 Ссылки

[править] Сюжет

Действие фильма происходит в Южно-Африканской Республике, переживающей последствия многолетнего апартеида. В фокусе повествования находится история Дэвида Лури (Джон Малкович), южноафриканского профессора английского происхождения. После того, как он был уличен в связи со своей студенткой Мелани, он был с позором изгнан из университета. Он решает отправиться к своей дочери Люси, которая живет в глухой провинции.
[править] В ролях

* Джон Малкович — профессор Дэвид Лури
* Джессика Хэйнс — Люси
* Эрик Эбуани — Петрус
* Антуанетт Энджел — Мелани Айзекс
* Чарльз Тертьенс — Райан
* Фиона Пресс — Бев Шоу
* Дэвид Деннис — мистер Айзекс


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»