Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
КЛАСС
|
23 ноября 2010
19.00 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2007/2008 NEW!!!
Большой зал дома актера
КЛАСС
Эстония, 2007, 1:50, субтитры
ИЛЬМАР РААГ
«Ракурс» представляет культовый в молодежной среде жесткий и бескомпромиссный фильм о нравах, царящих в современной школе. И не важно, происходит действие в Эстонии, США или где угодно еще.
МКФ в Варшаве: приз ФИПРЕССИ и специальная награда жюри
МКФ в Карлови Вари: спецпремия жюри Special Mention в конкурсной программе East of the West и премия Europa Cinemas Label, как лучший европейский фильм.
Официальный сайт
«Класс» (эст. Klass) — фильм эстонского режиссёра Ильмара Раага. Премьера в Эстонии состоялась 16 марта 2007 года, в июне фильм был представлен на 42-м международном кинофестивале в Карловых Варах, получив два приза. По словам самого режиссёра, сюжет фильма был навеян событиями в американской школе «Колумбина», когда два подростка застрелили в своей школе 13 человек, покончив затем жизнь самоубийством. Фильм разделён на семь частей — семь дней жизни главных героев в этой школе.
Сюжет
Эстонский школьник Йозеп подвергается издевательствам со стороны одноклассников, однако не пытается сопротивляться. Один из одноклассников, Каспар, начинает заступаться за Йозепа, но входит в конфликт с группой преследователей во главе с Андерсом. Нападки на Йозепа и Каспара усиливаются, в итоге их заманили на пустынный пляж, где под угрозой ножа принудили к сексуальному взаимодействию. Засняв сцену на фотокамеру, компания уходит, бросая униженных Каспара и Йозепа.
На следующий день Каспар с Йозепом приходят в школу с огнестрельным оружием. В школьной столовой они расстреливают своих обидчиков. Одним выстрелом Каспар случайно попадает в девушку из другого класса. После стрельбы оба подростка намерены одновременно застрелиться. На счёт «три» Йозеп делает выстрел. Звучит песня «Я не умру вам назло», Каспар остаётся стоять с пистолетом, приставленным к голове.
[править] В ролях
* Валло Кирс — Каспар
* Пярт Уусберг — Йозеп
* Лаури Педайя — Андерс
* Паула Солвак — Тея
* Микк Мяги — Пауль
* Риина Риес — Риина
* Йонас Паас — Томас
[править] Награды
* 2007 — два приза Варшавского кинофестиваля: приз FIPRESCI и специальная награда жюри Warsaw Competition (Ильмар Рааг)
* 2007 — два приза кинофестиваля в Карловых Варах: специальное упоминание East of West Award и Label Europa Cinemas (Ильмар Рааг)
[править] Дополнительные факты
* С бюджетом в 100 тыс. евро фильм был снят за 14 дней[1].
* Режиссёр подобрал актёров на республиканском фестивале школьных театров, который проходил на Сааремаа, в Курессааре. Ильмар Рааг отметил, что сцена на пляже была предложена в ходе обсуждения сценария с исполнителями ролей[2]. Эпизод был написан позже финала, так как не было решено, что именно послужит причиной расстрела в школе. Однако участники съёмок согласились с тем, что «публичное сексуальное насилие» может быть причиной того, что подростки не захотят больше жить. В интервью изданию «Виру Проспект» Рааг также упоминает о подобном преступлении на пляже в Пярну[3].
* Автором песни, звучащей в финале, является исполнитель роли Йозепа — Пярт Уусберг[1].
* Картина была выдвинута от Эстонии на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм»[4].
* Эстонским школьникам этот фильм рекомендовали к просмотру, и если весь класс с учителем приходил на сеанс, им делали большую скидку.[1]
* В октябре 2008 года режиссёром было объявлено снять продолжение картины в виде двенадцатисерийного телесериала[5]. Позднее количество серий было решено сократить до семи[6]
Ильмар Рааг
В начале апреля в российский прокат выходит «Класс» Ильмара Раага - великолепная драма о жестоких школьниках, инспирированная знаменитым расстрелом в "Колумбайн". В 2007 году «Класс» номинировался на «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм», в том же году получил два приза на фестивале в Карловых Варах. У нас лента выходит в прокат с трехлетним опозданием. Be-in.ru поговорил с Раагом о насилии, эстонском кино и советском фильме «Чучело»
Эстонский режиссёр Ильмар Рааг. Автор фильма Класс. Фото: Indrek Kasesalu Ильмар Рааг. (Фото: Indrek Kasesalu)
Есть ли у фильма «Класс» какой-то автобиографический подтекст?
Ильмар Рааг: В моей школе было нечто подобное. А когда в «Колумбайн» двое подростков расстреляли 13 человек из своей школы, я как раз учился в Америке и задал себе вопрос о причинах происшедшего. Позже узнал, что стрелявших подростков постоянно унижали в школе. Убийцами не рождаются, ими становятся. По сути, вся школа несла тогда ответственность за то, что случилось. То же я хотел показать и в своем фильме: виновны все, кто видел, что происходит, но ничего не сделал.
А как бы вы сами поступили на месте главного героя, Каспара?
Ильмар Рааг: В данной ситуации, возможно, так же. Я хорошо понимаю его, но он становится преступником, а потому его выбор все-таки нельзя определить как единственно верный.
«Класс» называют эстонским аналогом «Слона» Ван Сэнта. Что вы об этом думаете?
Ильмар Рааг: Гас Ван Сэнт не показывает причин насилия, а мне кажется, что показывать жестокость без объяснения причин нельзя. В этом смысле мне гораздо ближе Майкл Мур (режиссер-документалист, автор в том числе и «Боулинга для Колумбайн» - рассказа о бойне в техасской школе – Прим. ред).
Кадр из фильма «Класс»Кадр из фильма «Класс»
А с «Чучелом» Ролана Быкова было бы корректно провести аналогии?
Ильмар Рааг: «Чучело» - один из моих любимых фильмов, я много взял оттуда, признаюсь честно.
Там главная героиня как раз занимает позицию смирения и отчасти поэтому побеждает. Она бесстрашна, но никто до последнего момента не догадывается о ее героизме. Мог ли Каспар оказаться на ее месте, т.е. действовать более хитро и менее радикально?
Ильмар Рааг: Безусловно. Но для меня было важнее показать, что движет человеком, который доведен до крайней точки и готов взять в руки оружие. Это сродни охоте леопарда из передачи «В мире животных». При всей жестокости происходящего, «Класс» все-таки намеренно гуманистический фильм, и это сознательное противоречие.
А как происходил кастинг актеров?
Ильмар Рааг: В Эстонии регулярно проводят фестивали школьных театров. Я отобрал 15 человек, уже имеющих театральный опыт. Эти ребята готовы были работать на равных и здорово помогли мне в написании сценария, поделившись личными впечатлениями. Я очень не люблю молодых людей, мечтающих о звездной славе. Актеры фильма «Класс» работали из альтруистических соображений, поскольку у фильма почти не было бюджета – всего 100 000 долларов. Я им всем очень благодарен и считаю их равноценными авторами фильма.
Чем эти ребята занимаются сейчас?
Ильмар Рааг: Валло Кирс (Каспар) учится в театральной школе, и я думаю, что буду еще работать с ним, он очень серьезный актер. Пярт Усберг (Йозеп), сочинивший, кстати, финальную песню фильма, дальше занимается музыкой. Лаури Педайя (Андерс) работает парикмахером, время от времени снимается в сериалах.
Хотелось бы подробнее узнать про съемки телесериала «Класс: жизнь после». Что это за проект?
Ильмар Рааг:Сериал о следствии над Каспаром и дальнейшей судьбе тех, кто остался в живых. В некотором смысле он дает оценку происходящему. Но там я уже не являюсь ни сценаристом, ни главным режиссером. И, кажется, так правильно, поскольку эта история не мой личный «крестовый поход».
А как бы вы описали ситуацию в сегодняшнем эстонском кинематографе?
Ильмар Рааг: Пять лет назад открылась эстонская киношкола, и первые выпускники только сейчас заканчивают свои первые фильмы. Я пришел со стороны, но, кажется, самый интересный современный режиссер на сегодняшний день – Вейко Ыунпуу. Его фильм «Осенний бал» получил главный приз на конкурсе «Горизонты» в Венеции два года назад, а в этом году его следующий фильм, «Мучения святого Тыну», выбран в программу фестиваля Сандэнс.
У вас вообще интересный бэкграунд: Тартусский университет, четыре года изучения кино в парижских школах Saint Denis и La Sorbonne Nouvelle, магистерская степень в университете штата Огайо. А кто из режиссеров повлиял на вас более прочих?
Ильмар Рааг: Сложный вопрос. Бергман и Феллини открыли мне настоящее кино. Бунюэль и фон Триер интересны своими экспериментами с социумом. Мне наиболее близки те, кто думает «социально» и говорит об этом, избегая банальности. Фон Триер, например, очень ловкий рассказчик, и это крайне важно для режиссера. Однако, сегодня мой любимый режиссер, наверное – Алехандро Гонзалес Иньярриту
Его метод куда менее радикален, чем у Триера.
Ильмар Рааг: Да, Иньярриту в больше степени гуманист. Триер куда более жесток в этом смысле.
А за современным российским кино следите?
Ильмар Рааг: К сожалению, не все успеваю. Популярные фильмы более-менее знаю, но далеко не все явления «андеграунда» мне известны. А вообще, я поражен разнообразию русской культуры. Там много того, что мне не понять никак, и одновременно некоторые режиссеры (например, Балабанов) близки мне по духу.
Кадр из фильма Кадр из фильма "Класс"
Сейчас Вы как раз работаете над фильмом о русском хоккеисте Алексее Черепанове, трагически скончавшемся от остановки сердца накануне матча... Почему вас привлекла эта история?
Ильмар Рааг: Я смотрел видеоматериалы с похорон Алексея. Его провожал весь Омск. Умирают олимпийские чемпионы, и их провожают сотни поклонников, а здесь были тысячи людей – значит, дело не только в хоккее. Это трагедия человека – осуществленная мечта, которая его же и губит.
Есть такое популярное мнение, что мы живем в эпоху невнятности, неопределенности. Какая, по-вашему, позиция художника сегодня была бы более-менее адекватной?
Ильмар Рааг: Я не уверен, что настоящее время является уникальным. Те же мотивы поведения людей можно всегда найти в истории. Очень важно жить честно, не оставаясь в стороне от общественной жизни. Другое дело - взаимоотношения с властью, требующие диалога. Не обязательно подстраиваться под кого-то, но и оппозиция не всегда единственный выход. Оппозиция ради оппозиции формальна и ничего не стоит. Если я хочу что-то изменить, то вряд ли встану у руля власти, свою политику я буду вести через свои фильмы. Любая правда сложнее, чем она представлена в решениях власти.
Правда всегда противоречива, а однозначность – это попытка манипуляции. Думаю, это необходимо понимать.
Нина Асташкина
«Класс» Ильмара Раага
У обычного и вроде бы даже не очень страшного эстонского девятиклассника Йозепа (Уусберг) учебный день проходит всегда одинаково: начинается пинками, продолжается унижениями, заканчивается синяками. Йозеп, кажется, уже давно смирился с судьбой боксерской груши и только высматривает затравленным взглядом дорогу побезлюднее. Однажды у его одноклассника Каспара (Кирс) что-то в голове щелкает, и он вступается за Йозепа. Но с такой расстановкой сил, понятное дело, не восстанавливается справедливость, а наоборот, увеличивается число затравленных.
Отгремевший три года назад «Класс», выпущенный сейчас в ограниченный прокат явно вдогонку «Школе», вообще-то оказывает Германике медвежью услугу – на первый взгляд кажется, что Валерия Гай просто адаптировала пользующийся спросом формат (всех людей вполне возможно разделить на тех, кого в школе били, тех, кто сам бил, и тех, кто на это смотрел) под родное Строгино. Тут вам и ручная камера, и жестокие, но четкие пацаны, и хихикающие телочки, и директриса-сука, и родители, у которых даже на предъявленные синяки и ссадины найдется дежурная пословица, и порой опытные и участливые, но чересчур из другой эры учителя. Но надо очень невнимательно смотреть «Класс», чтобы не заметить фундаментальных различий. У Германики начало и конец – необходимая формальность, «Все умрут, а я останусь» можно было продолжать до бесконечности, и «Школа» это доказала. «Класс» – более традиционное, законченное произведение, по жанру больше трагедия, нежели драма, такой младший брат «Олдбоя». Германика, конспектируя повседневность, облизывает камерой котлетки из школьной столовой, в столовой «Класса» ведутся разговоры о чести и достоинстве. Тут есть не только внятный, линейный сюжет. Тут есть деление на главы. Тут есть саундтрек, сочиненный исполнителем главной роли. И тут есть четкая центральная идея, хотя и слишком громко проговоренная. Идея эта роднит фильм не со «Школой» даже, и не с фильмом «Слон» (с которым «Класс» не сравнивали разве что не смотревшие фильм «Слон»), а с роланбыковским «Чучелом». Через почти тридцать лет, на старом примере режиссер Рааг напоминает, что внезапные вспышки совести – непозволительная для этой жизни роскошь, что их последствия подчас оказываются гораздо трагичнее причин их возникновения, и что, несмотря на это, без них невозможно остаться слабыми, жалкими, беззащитными, но все же людьми.
Чтобы закрыть общественную дискуссию в связи со «Школой», стоит, думаю, сказать, что эстонским учителям было рекомендовано в терапевтических целях ходить на «Класс» всем, извините, классом, несмотря на мат и повышенный градус насилия. И пусть «Класс» сильно проигрывает всем своим ассоциациям – все-таки «Чучело» умнее, «Слон» мудрее, Германика злее, – и пусть чаще всего такие фильмы вызывают либо обывательское любопытство, либо обывательское презрение. Их стоит смотреть до тех пор, пока они не откликнутся наконец по-новому, пока в голове внезапно не щелкнет. В первую очередь, желательно справиться с презрением.
|
|
|