Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ГАРМОНИИ ВЕРКМАЙСТЕРА

20 ноября 2010
19.15
«КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МАРГИНАЛИИ» С ОЛЕГОМ ГОРЯИНОВЫМ

Малый зал дома актера
ГАРМОНИИ ВЕРКМАЙСТЕРА
Франция-Германия-Венгрия, 2000, 2:19
БЕЛА ТАРР
Самый известный фильм Белы Тарра, последнего настоящего метафизика мирового кинематографа. «Гармонии Веркмайстера» – это притча о власти, вине интеллигенции, все знающей заранее про темные инстинкты толпы, но, тем не менее, провоцирующей эту толпу. Приз за лучший фильм на венгерском кинофестивале 2000г.
Без фильмов Белы Тарра Гас Ван Сент никогда не снял бы свою знаменитую тетралогию смерти («Джерри», «Слон», «Последние дни», «Паранойд парк»). И если гипнотические ритмы фильмов американский режиссер смог скопировать у своего венгерского коллеги, то ни чувство меры, ни мастерство обращение с черно-белым изображением, ни атмосферу бездны, разверзающейся перед зрителем, Ван Сент не смог достичь, как того мастерски добивается в своем творчестве Бела Тарр.
«Кто еще? «Битлз», Беккет и Берроуз. Все, что начинается на «Б». Потому что теперь это Бела — Бела Тарр, венгерский режиссер» - говорит Гас Ван Сэнт.
«ГАРМОНИИ ВЕРКМАЙСТЕРА» - ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 2000 ГОДА, ПО МНЕНИЮ СЬЮЗЕН ЗОНТАГ.


Официальный сайт




Награды:
2002 — лучший актер (Рудольф), награда Ласло Б. Надя (Тарр) — награда венгерских кинокритиков
2001 — приз читательского жюри "Берлинер Цайтунг" — Берлинский МКФ; гран-при, награда критиков "Джин Московиц" — Венгерская кинонеделя.

Интересные факты о фильме:

* Режиссер провел почти год, выбирая правильные ракурсы для той или иной сцены.
* В фильме много длинных планов. За 145 минут смена кадра произошла всего 39 раз.
* Андреас Веркмайстер ввел в музыкальный обиход Германии несколько хороших темпераций, что бы это ни значило. Он написал много теоретических работ, посвященных, собственно, гармониям. Жил он в основном в семнадцатом веке, но немножко и в восемнадцатом.

А. Ботев (и Сладкая N): А сейчас мы будем изображать Солнечную систему

Гармонии Веркмайстера оценка: 3
Этот фильм упоминался в некоем обзоре длинных планов. В том контексте, что в нем, мол, имеется great opening shot from hungarian maestro. Мы посмотрели ролик на ютьюбе, и Сладкая N. сказала, что хочет посмотреть фильм целиком (забегая вперед, скажу, что спеклась она раньше).

Оупенин шот и правда отличный, идет чуть меньше десяти, вроде бы, минут (уже одно это должно было меня насторожить — но нет, нет), все снято одним кадром, что незаметно — настолько точно выверена хореография, просчитаны совместные движения актеров и оператора, ни разу никто ни с кем не столкнулся, все движутся в разные стороны, вертятся (изображая солнечную систему), вокруг них вертится оператор, шик, блеск, красота! Монтажер, кажется, совсем не нужен. Нечто похожее, только в миллион раз круче, имеется в "Русском ковчеге" Сокурова, фильме, целиком снятом одним кадром, где геометрия совместного движения еще сложнее.

Такой фильм, конечно, требует крайней сосредоточенности от актеров, потому что, если что-то пойдет не так, придется переснимать весь весьма длинный кадр. А при съемках фильма, как правило, что-то всегда идет не так, хороший пример тому дает нам "Жизнь в забвении" Тома ДиЧилло или "Фильм, фильм, фильм!" Федора Хитрука.

Почти помимо своей воли считали мы при просмотре кадрики. Будет ли следующий план таким же длинным?

Следующий план был коротким — всего три минуты, в течение которых огромная машина медленно едет мимо главного героя.

Следующий план был снова длинным. В течение него главный герой успевает обойти дом, войти внутрь, раздеться, разбудить некоего старичка, довести его до кровати, положить спать, задернуть шторы, одеться, выключить свет и снова уйти из дома. Опять нельзя не отметить выдающуюся работу операторов, причем не только в обращении с камерой, но и в выборе кадров, каждый кадр можно вешать на стенку, давно не видал настолько живописных фильмов.

Живописное собрание людей

В сумме первые три плана заняли что-то около 24 минут.

В целом про фильм стало все понятно: какого-никакого экшна ожидать не приходится, — но мы находили свой экшн в том, что по инерции считали планы (когда начинаешь считать планы, всегда сложно остановиться, занятие такого же рода, как щелкать семки). Раз не было экшна, оставалась надежда на саспенс. На досуге предлагаю подумать над таким вопросом: ожидание саспенса — саспенс ли это? может быть, его можно назвать метасаспенсом? В общем, считать в этом фильме кадрики — как раз самый метасаспенс, вот что я скажу.

После седьмой сцены мы, впрочем, почти перестали считать и нашли было более интересное занятие, но тут полторы минуты начало вставать солнце (экшн, экшн!), и мы снова начали считать.

В общем, первые десять планов заняли около 46 минут. Из случившихся за это время событий с несомненностью заслуживает внимания фраза старого композитора: "Даже в минуты безумия меня посещают мгновения разума". Подпишусь под каждым словом!

Даже в минуты безумия меня посещают мгновения разума

Всего в фильме, как пишет википедия, 39 смен плана. На отметке 1:47 был кадр, после которого сразу стало ясно, почему в паре стран фильм имеет ограничение по возрасту. Вот он:
Голый старик
Хотя мне это ограничение кажется совершенно излишним — вряд ли типичный подросток досмотрит до этого места.

Фильм донельзя скучный и красивый, при этом не сказать, чтоб он был пустой, как, например, скучные и красивые фильмы некрореалиста Юфита. Нет, в нем есть посыл, напряжение, отличные сцены (например, толпа молчаливых мрачных людей куда-то идет (длинный план, минуты три), приходит в больницу, там все ломает и крушит, вытаскивает больных из коек (разумеется, один длинный план)). Потрясающе, страшно, по атмосфере напоминает восстания серых и прочих "против умных" в какой-нибудь "Хромой судьбе".

Марш серых

Это отличный кадр, а все остальные крайне вялые. Пожалуй, не припомню больше такого вялого фильма. Там играет Ханна Шигула, а это плохой знак.

При этом — ничего не понятно. События перемежаются примерно пятиминутными отрезками, во время которых не происходит вообще ничего, даже атмосфера не нагнетается. Таинственно, холодно и немножко страшно. Какой-то непонятный кит еще.

Старик и кит

Ибо им только кажется, что это так, ибо это не так.


ГАРМОНИИ ВЕРКМЕЙСТЕРА Werckmeister Harmonies Венгрия/Италия/Германия/Франция, 2000 145 мин. ч/б АУДИО: РУССКИЙ

реж. Бела Тарр

В ролях: Ларс Рудольф, Петер Фитц, Ханна Шигулла

арт-драма

<<"...an unusual, dreamlike and highly recommended cinematic event." -- Jim Jarmusch.

Всего за несколько лет венгерский режиссер Бела Тарр проделал путь от малоизвестного режиссера до уважаемого мастера, которого называют "Тарковским своего поколения". Его мрачноватые мистические притчи сняты в неторопливой манере. Фильм "Гармонии Веркмейстера" подобен призраку, он величественен и неотразим. Хотя его длинные планы (во всем фильме длиной 2:25 есть только 39 планов) спланированы и схореографированы с большой точностью и заботой, Тарр захватывает внимание аудитории, подробно останавливаясь на персонажах так же, как и на мизансцене в целом - позволяя всем аспектам фильма проникать как в сознание, так и в подсознание зрителя. Редкая, странно прекрасная музыка и богатая ч/б операторская работа много добавляют к атмосфере.

История происходит в маленьком городке на венгерской равнине, который со всех сторон продувается ветрами, в нем очень холодная погода - без снега, 12 градусов ниже нуля. Но даже на таком морозе сотни людей стоят вокруг круглого тента на главной площади, чтобы увидеть главный аттракцион - набитое чучело настоящего кита. Люди прибывают отовсюду - из ближайших селений, с различных захолустий на равнине, даже из отдаленных частей страны. Они сопровождают этого гигантского о монстра как бессловесная, безликая, одетая в лохмотья толпа. Это странное состояние дел - внешность иноземцев, предельный мороз - нарушают распорядок жизни городка. Человеческие связи уничтожаются. Честолюбивые персонажи истории чувствуют, что они могут извлечь выгоду из этой ситуации, в то время как пассивные люди впадают в еще большую неуверенность. Напряжение, растущее до невыносимого предела, приходит к взрыву фигурой принца, который притворяется безликим и ложится за китом. Даже одной его внешности достаточно. чтобы освободить разрушительные эмоции. Апокалипсис, который сметает все, не щадит никого: ни аутсайдеров, повернутых на науке, ни тинейджеров-энтузиастов, ни людей, которыми владеет обывательский страх за свой покой, ни семьи - ничего из тех ценностей, что европейская культура накопила за последние века...

Гас Ван Сэнт, которого фильмы Бэлы Тарра вдохновили на создание “Джерри”, написал о нем (текст Гаса Ван Сэнта «Камера – это машина», был написан к ретроспективе Белы Тарра в Нью-йоркском Музее современного искусства в 2001): “ Фильмы Белы Тарра следуют одному из многих отдельных путей, которыми мог бы пойти Кинематограф, не стань мэйнстрим приспосабливаться к городским нуждам. Его работы демонстрируют новую, подлинную и плодотворную ориентацию кино, которое в своём пункте отправления радикально начинает всё заново. И такое кино могло быть рождено только за пределами нашей западной культуры. Кажется, что на Бела Тарра повлияли статичные виды паровозов 19 века. [Отсылка к изначальному фильму братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» (1895)] Он усвоил кино из его истоков, как будто бы модернистского кинематографа не существовало вовсе.

В «Гармониях Веркмайстера» есть пятиминутная сцена с толпой, которая несётся по улице, чтобы сжечь больницу. Зритель спросил Бела Тарра, почему эта сцена должна быть такой длинной, на что тот честно ответил: «Потому, что на движение по улице потребовалось столько времени». Без ярлыков и пропусков общепринятого словаря, сказавшего бы: «толпа движется вперёд», но делая акцент на лиризм и поэзию, объединяя образы, его длинный дубль говорит: «Протестующие продвигаются, гримасничают, поднимают факелы вверх; некоторые синхронно маршируют, некоторые – нет; иногда они разворачиваются и ходят туда-сюда; и, пройдя долгий путь, они достигают цели».

Работам Белы Тарра присущ скорее органический и созерцательный подход, а не отрывочный и современный. Мы не смогли бы отыскать такой манеры созерцания жизни в обычном современном фильме. Его фильмы настолько ближе к ритмам повседневной жизни, что представляется, что мы присутствуем при рождении нового кинематографа. Бела Тарр - один из немногих подлинных визионеров в кино”.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»