Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
РЕКА ЛОНДОН
|
16 ноября 2010
19.00 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2009/2010 NEW!!!
Большой зал дома актера
РЕКА ЛОНДОН
Франция-Великобритания-Алжир, 2009, 1:30, субтитры
РАШИД БУШАРЕБ
Фильм из программы кинофестиваля немецко-французского канала ARTE.
Многомиллионный Лондон столкнул в своем хаотичном течении эксцентричную фермершу из английской глубинки и бродяжничающего афрофранцуза-мусульманина. Тщательно выверенная мелодрама умудряется пройти по тонкой грани, отделяющей искусство от неискусства.
МКФ в Берлине: «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль
Официальный сайт
Многомиллионный Лондон столкнул в своем хаотичном течении немолодую эксцентричную фермершу из английской глубинки и пожилого африканца мусульманского вероисповедания, живущего во Франции. Нет, столкновение не было случайным. Не встретиться эти двое, наверное, не могли: оба потеряли детей после теракта в британской столице, куда и бежали обивать пороги госучреждений в надежде найти их живыми или мертвыми. Тщательно выверенная по вектору политкорректности мелодрама француза алжирского происхождения Бушареба умудряется пройти по тонкой грани, отделяющей искусство от агитпропа. Человеческая убедительность рассказанной истории, ее негромкий, проникновенный пафос сумели перевесить расхожую заданность вполне предсказуемого сюжета. И поставили ребром вопрос: неужели, только попав в подобную ситуацию, представители разных рас и вероисповеданий наберутся мудрости и научатся понимать друг друга? На прошлогоднем Берлинском кинофестивале малиец Сотигу Куйате, любимый актер великого Питера Брука, не мог не удостоиться приза за лучшую мужскую роль.
СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ, В ПЕЧАЛИ И В РАДОСТИ
"Капулетти: О брат Монтекки, дай свою мне руку.
Вот вдовья часть Джульетты; я другой
Просить не стану." Шекспир.
Что может быть общего у немолодой вдовой верующей фермерши, сажающей капусту где-то на чертовых куличиках Британских островов - и чернокожего подданного Франции, который служит лесничим в некой живописной глухомани и исповедует ислам?
Тревога, отчаяние, боль, страх, надежда, вера, любовь... Скорбь - она и в Африке скорбь и, как ни странно, объединяет людей куда куче Фэйсбука & штампа в паспорте & чемпионата мира по футболу, вместе взятых.
Первым звеном в цепи событий, неразрывно связавших наших героев, стали взрывы в лондонской подземке, учиненные террористами-смертниками 7 июля 2005 года. Миссис Соммерс и месье Усманн мечутся по больницам и моргам, разыскивая своих пропавших без вести детей, она - дочку Джейн, он - сына Али; оба находились в Лондоне в момент трагедии. Потом выясняется, что детки-то их дружили, а еще потом - что Джейн из-за Али начала учить арабский, что они любили друг друга, жили вместе и вдвоем собирались в Париж - как раз в день теракта...
Такой нехитрый, но эффектный пасьянс в духе Иньярриту, только сделанный более камерно, на одном блистательном актерском дуэте Сотигу Куайте & Бренды Блетин. Последняя чудо как органична в роли простосердечной крестьянки, что, впервые в жизни разогнув спину и подняв глаза от своего огорода, не признает столицу родного государства в разноцветном городе Лондоне, где первый же встреченный абориген приветствует её возгласом: "Салам!", в мечети в Регентс-Парк возносится хвала Аллаху, на улицах лиц африканского происхождения значительно больше, нежели знаменитых красных телефонных будок, и вообще, как в старом стишке про мистера Твистера, "комнату справа снимает китаец, комнату слева снимает малаец, номер над вами снимает монгол, номер под вами - мулат и креол!", и лишь телеведущий с перекошенным белым лицом сообщает с экрана о подорвавших метро пакистанцах. Бедная женщина в полной фрустрации, и боится теперь уже не только за пропавшую Джейн, но и за саму себя, и за старушку Англию, которая успела сильно измениться с идиллических времен романов Джейн Остин (помните, кстати, ту же Бренду Блетин в экранизации "Гордости и предубеждения", её потрясную мать-героиню миссис Беннет?)...
Неудивительно, что сперва она чурается свалившегося на её голову Усманна - вот он, чужак, вот такие во всем виноваты!
За роль этого самого Усманна малиец Сотигу Куайте получил серебряного медведя на прошлогоднем Берлинском кинофестивале. Отчасти "за красивые глаза" - фактура у него действительно офигенная: ростом под два метра, худющий, как Христос, дредастый, с седою бородой библейского пророка, с посохом и сиротским деревянным чемоданчиком в костлявых, как сложенный зонтик, руках, беспрестанно перебирающих четки, не говорящий по-английски и вообще говорящий мало, а главное, с невероятной концентрацией кротости в черных глазах - весь словно старое, полузасохшее дерево, которое зачем-то выворотили из земли, обтрясли с корней почву и мучают, таскают. Такой же потерянный, одинокий и напуганный в водовороте реки Лондон, как и сама миссис Соммерс - ну разве он враг?!
И уже через пару дней, когда герои в очередной раз пересекаются на опознании тел погибших в теракте, лезущая с отчаяния на стену англичанка и окончательно одеревеневший от горя афрофранцуз внезапно оказываются друг для друга самыми близкими, понимающими, соболезнующими людьми, и их беседы "за жизнь", сначала на скамеечке парка (что симптоматично & логично, т.к. оба "от сохи"), а затем на съемной квартире Джейн (миссис Соммерс немножко выпивает, месье Усманн же, как истинный мусульманин, ограничивается чаем с лимоном) - трогательны & пронзительны донельзя.
Ведь не в том вовсе вопрос, кто какого цвета или веры, а просто никому не улыбается, едучи на метро в универ/ летя на самолёте в Нью-Йорк/ отправляясь на поезде из Петербурга в Москву, вместо пункта назначения угодить на тот свет, или того хуже, отыскивать имена своих близких в списках жертв! Для алжирца-парижанина Рашида Бушареба, который в данной картине един в трех лицах - режиссер & продюсер & сценарист, тема межэтнических и межконфессиональных отношений, по всей видимости, глубоко выстраданная; и поэтому когда на первых же кадрах своего фильма месье Бушареб с очевидным уважением показывает христианскую церковь во время проповеди, в ходе которой звучат строки Евангелия от Матфея: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного", в контексте всего вышеизложенного - в какого бы бога месье Бушареб ни верил/ не верил, Там ему это точно зачтется.
|
|
|