Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ЗАМУЖЕСТВО МАРИИ БРАУН

11 ноября 2010
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
ЗАМУЖЕСТВО МАРИИ БРАУН
Германия, 1978, 2:00
РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР
Режиссер хотел снять «фильм, который воссоздал бы глобальную историю Германии». Прообразом Германии, «публичной девки», стала Мария Браун, анархистка в области любви: судьба Германии, по Фассбиндеру, стать шлюхой, чтобы выжить.Один из главных фильмов 70-х.
МКФ в Берлине: «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль


Официальный сайт




Сергей Кудрявцев 9/10
Экзистенциальная ретро-мелодрама

Получившая самую широкую известность на родине и во всём мире, эта лента, возможно, не является самой лучшей в обширной кинобиографии Райнера Вернера Фассбиндера, но, безусловно, наиболее показательна для него, в определённом смысле и существенна, и сущностна. Любопытно, что она снята немецким режиссёром в так называемом «возрасте Христа», то есть в 33 года — ведь по найденным в конце 80-х годов, уже через несколько лет после преждевременной смерти Фассбиндера, сведениям из церковных книг относительно записи рождений, подтвердилось, что он на самом деле родился не в 1946-м, а в 1945-м, буквально на 23-й день после капитуляции Германии. Что очень знаменательно для художника, абсолютного ровесника новой Германии, поскольку всю свою недолгую, но насыщенную жизнь он был одержим «одной, но пламенной страстью» — отображением в искусстве несчастной и трагической судьбы Германии.

«Замужество Марии Браун» открывает как бы третий, считаемый наиболее зрелым и уж точно успешный (хотя бы по количеству наград и, прежде всего, по признанию публики) период в плодотворной, в том числе — по количеству фильмов, карьере Райнера Вернера Фассбиндера. Начав с авангардных, нередко антизрелищных, словно брехтовских по манере и в то же время годаровских по кинематографическому исполнению картин конца 60-х годов, он только десятилетие спустя обрёл столь напряжённо искомый жанр социальной мелодрамы о судьбе немецкой женщины, которая словно символически испытывает те же потрясения и истово надеется на лучшее, как и сама Германия. Вот почему эта лента не превращается в иносказательную эстетизированную притчу (подобно выдающимся образцам в начале второго периода творчества Фассбиндера — «Горькие слёзы Петры фон Кант» и «Бременская свобода»), но и лишена демонстративной социальности и политичности таких работ середины 70-х, как «Страх съесть душа», «Вознесение матушки Кюстерс» и «Кулачное право свободы».

Для зрителей, конечно, интереснее всего любовные и жизненные заблуждения, напрасные иллюзии и мечты о счастье, присущие обычной немке Марии Браун (даже её имя и фамилия — из числа распространённых) в годы войны и в пору трудного возвращения к мирной жизни. Ханна Шигулла, неофициальная жена и муза Райнера Вернера Фассбиндера, с которой он был в непримиримой ссоре с 1973 года (со времени создания наиболее мучительного для немецкого постановщика фильма «Эффи Брист Фонтане» — первой «чистой мелодрамы» о бюргерше конца XIX века, будто тогдашней Марии Браун), исполняет с подлинным блеском свою самую лучшую роль героини, расплачивающейся за всё, будто по велению рока.

Но помимо этого, картина «Замужество Марии Браун» может быть интерпретирована с различных исторических, психоаналитических и философских позиций, давая простор для всевозможных ассоциаций. Между прочим, во время её первого показа в Москве на Неделе кино ФРГ в 1979 году уже первые сцены вызвали состояние если не шока, то несомненной оторопи у нашей аудитории, как-то даже и не привыкшей видеть нормальных и живых людей в тех немцах, которые жили в годы второй мировой войны — словно все они поголовно были нелюди, звери какие-то.

Немаловажно (а для кого-то — вообще парадоксально) и то, что именно в советском кино (хотя западные критики любят ссылаться на мелодрамы Дагласа Сёрка, американского режиссёра датско-немецкого происхождения) Фассбиндер нашёл образец как бы «мещанской трагедии», если под мещанством понимать средний класс городских жителей, которые не принадлежат к сословной, государственной или культурной элите и давно оторвались от своих корней. Увидев в 1975 году на кинофестивале в Западном Берлине «Калину красную» Василия Шукшина и сразу включив её в число самых любимых фильмов, Райнер Вернер Фассбиндер точнее всего в своей карьере реализовал эту жанровую формулу «современного заземления классической трагедии» на материале XX века лишь в «Замужестве Марии Браун», а ещё в телесериале «Берлин, Александерплац».

Почему бы также не назвать фассбиндеровскую Марию Браун «новой Маргаритой», жертвой сделки с Дьяволом, или же сестрой доктора Фаустуса, рождённого гением Томаса Манна?! Впрочем, Фассбиндеру отвратительны и ненавистны не только годы предощущения сгущающихся сумерек и двенадцатилетнего цикла мрака, что потом простёрся над Германией. В немалой степени у него вызывает едкий сарказм ещё и эпоха так называемого «экономического чуда», одержимой гонки за преуспеванием. Политика Эрхардта и Аденауэра, направленная на энергичное выведение страны из послевоенного кризиса; отчаянный матч сборной ФРГ по футболу, которая в 1954 году смогла впервые стать чемпионом мира — и нелепая смерть Марии Браун, пытавшейся прикурить от газовой горелки… Дальше — тишина. Или как афористично сказано американским критиком Роджером Ибёртом относительно этого финала и самой идеи реконструкции Германии: «мы вновь открыли магазины, но совсем не знаем, будут ли посетители».

2000


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»