Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
НАЧАЛО
|
23 октября 2010
19.15 ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА
Малый зал дома актера
НАЧАЛО
СССР, 1970, 1:30, черно-белый
ГЛЕБ ПАНФИЛОВ («В огне брода нет», «Прошу слова», «Васса», «В круге первом»)
Живая и трогательная история наивной провинциалки, полная юмора, нежности и любви. И одновременно пронзительная история о жизни таланта в искусстве кино, повествующая о преображении фабричной девчонки в легендарную героиню французской истрии — Жанну д`Арк. Одно из высших достижений киноискусства 60-70-х годов ХХ века.
МКФ в Венеции: «Серебряный лев Святого Марка».
Официальный сайт
«Начало» — это признание в любви режиссера Глеба Панфилова своей музе Инне Чуриковой. После первого совместного творческого опыта ( «В огне брода нет») Панфилов пишет сценарий «Начала» специально для неё, и дает ей не одну, а сразу две непростые характерные роли Прасковьи (Паши) Строгановой и великой француженки Жанны Д’Арк. Более того, судьба самой Чуриковой и её история становления как актрисы прослеживается в подтексте фильма. С начальной сцены фильм говорит, что это будет повествование как о Паше/Жанне, так и об Инне – о неординарном человеке, о творце, одарённом от природы. Впечатляющая стилистическая находка — немая сцена, монтаж фотографий Чуриковой, отслеживающий её жизнь от рождения до сегодняшнего дня, таким образом переплетает жизнь актрисы и киноперсонажа, и придает фильму легкий оттенок документальности.
Более того, тот, кто знает, как формировался дуэт режиссёра Панфилова и актрисы Чуриковой, заметит, что в «Начале» пересказана эта история. Паша играет роль Бабы Яги в детском самодеятельном театре, и режиссёр (Альтер-эго Панфилова, в фильме у него нет имени), увидев её в этой роли, осознаёт, что именно она создана для роли Жанны Д’Арк. Безусловно, подбор актера на роль Режиссёра был не случаен – Юрий Клепиков, не только обладает физическим сходством с Панфиловым, но так же является выходцем из одного творческого поколения 60х, сценаристом многих фильмов коллег и однокурсников Панфилова.
Таким образом, можно сказать, что в фильме существует не две, а три истории. Первая это основная сюжетная линия Паши Строгановой, провинциальной девушки, самоотверженно влюблённой в женатого мужчину и не боящейся в этом признаться публично, которая волей случая получает главную роль в фильме о Жанне Д’Арк. Её актёрская судьба тоже претерпевает большие сложности: эфемерность славы и успеха даёт о себе знать рано или поздно. Закончив фильм, она возвращается в провинцию, и ждёт, когда кто-то ещё заметит её «специфическую фактуру».
Вторая, это бессмертная история Жанны Д’Арк. Это история хрупкой женщины, чья сила духа позволяет ей противостоять жестокому (мужскому) миру. Её вечная загадка заключается именно в сочетании женской, девичьей тонкости с нечеловеческой силой духа и веры. Она может себе позволить заплакать от страха перед битвой, но умирает она на костре с непоколебимым ни болью, ни ужасом лицом, крепко сжимая в руках крест.
И третья, это история «между строк», история зарождения великого творческого (и семейного) союза Глеба Панфилова и Инны Чуриковой. Это «начало» их совместного пути; 1970 год, позади один фильм, а впереди ёще «Тема», «Васса», «Мать» и многое другое.
Смотря этот фильм сегодня, порой сложно отделить Чурикову от её очаровательной героини, настолько схожи их истории. И в финальной сцене, уже сложно сказать Паша это, или Инна стоит на сцене и восторженно, со слезами на глазах, принимает овацию зала.
«Начало» — это глоток свежего воздуха, позволяющий, подобно лукавому киносъемочному процессу, открыть новую жизнь, словно новую банку варенья, которую потом уплетет забавный мальчишка. Уверяю, сие трогательное кино запомнится вам на долгие-долгие годы. Запомнится неподдельной искренностью, с коей герой Михаила Кононова смотрит на Пашу; запомнится чарующей мелодичностью, с которой пошло-приземленный Аркадий будет подпевать одухотворенной Паше; запомнится добродушным гримом советской жизни; запомнится неземным счастьем, какое будут излучать в финале творцы; запомнится пророческим драматизмом, кое проявится в последней молитве Жанны… Запомнится, и надолго, подобно самому яркому событию вашего детства — вашего начала. (с)
Награды:
Приз "Серебряный лев Св. Марка" на МКФ в Венеции, 1971. Приз "Южный крест" И. Чуриковой на МКФ в Аделаиде (Австралия), 1972.
|
|
|