Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

НАЧАЛО

23 октября 2010
19.15
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТ МИХАИЛА КУПЕРБЕРГА

Малый зал дома актера
НАЧАЛО
СССР, 1970, 1:30, черно-белый
ГЛЕБ ПАНФИЛОВ («В огне брода нет», «Прошу слова», «Васса», «В круге первом»)
Живая и трогательная история наивной провинциалки, полная юмора, нежности и любви. И одновременно пронзительная история о жизни таланта в искусстве кино, повествующая о преображении фабричной девчонки в легендарную героиню французской истрии — Жанну д`Арк. Одно из высших достижений киноискусства 60-70-х годов ХХ века.
МКФ в Венеции: «Серебряный лев Святого Марка».


Официальный сайт




«Начало» — это признание в любви режиссера Глеба Панфилова своей музе Инне Чуриковой. После первого совместного творческого опыта ( «В огне брода нет») Панфилов пишет сценарий «Начала» специально для неё, и дает ей не одну, а сразу две непростые характерные роли Прасковьи (Паши) Строгановой и великой француженки Жанны Д’Арк. Более того, судьба самой Чуриковой и её история становления как актрисы прослеживается в подтексте фильма. С начальной сцены фильм говорит, что это будет повествование как о Паше/Жанне, так и об Инне – о неординарном человеке, о творце, одарённом от природы. Впечатляющая стилистическая находка — немая сцена, монтаж фотографий Чуриковой, отслеживающий её жизнь от рождения до сегодняшнего дня, таким образом переплетает жизнь актрисы и киноперсонажа, и придает фильму легкий оттенок документальности.

Более того, тот, кто знает, как формировался дуэт режиссёра Панфилова и актрисы Чуриковой, заметит, что в «Начале» пересказана эта история. Паша играет роль Бабы Яги в детском самодеятельном театре, и режиссёр (Альтер-эго Панфилова, в фильме у него нет имени), увидев её в этой роли, осознаёт, что именно она создана для роли Жанны Д’Арк. Безусловно, подбор актера на роль Режиссёра был не случаен – Юрий Клепиков, не только обладает физическим сходством с Панфиловым, но так же является выходцем из одного творческого поколения 60х, сценаристом многих фильмов коллег и однокурсников Панфилова.

Таким образом, можно сказать, что в фильме существует не две, а три истории. Первая это основная сюжетная линия Паши Строгановой, провинциальной девушки, самоотверженно влюблённой в женатого мужчину и не боящейся в этом признаться публично, которая волей случая получает главную роль в фильме о Жанне Д’Арк. Её актёрская судьба тоже претерпевает большие сложности: эфемерность славы и успеха даёт о себе знать рано или поздно. Закончив фильм, она возвращается в провинцию, и ждёт, когда кто-то ещё заметит её «специфическую фактуру».

Вторая, это бессмертная история Жанны Д’Арк. Это история хрупкой женщины, чья сила духа позволяет ей противостоять жестокому (мужскому) миру. Её вечная загадка заключается именно в сочетании женской, девичьей тонкости с нечеловеческой силой духа и веры. Она может себе позволить заплакать от страха перед битвой, но умирает она на костре с непоколебимым ни болью, ни ужасом лицом, крепко сжимая в руках крест.

И третья, это история «между строк», история зарождения великого творческого (и семейного) союза Глеба Панфилова и Инны Чуриковой. Это «начало» их совместного пути; 1970 год, позади один фильм, а впереди ёще «Тема», «Васса», «Мать» и многое другое.

Смотря этот фильм сегодня, порой сложно отделить Чурикову от её очаровательной героини, настолько схожи их истории. И в финальной сцене, уже сложно сказать Паша это, или Инна стоит на сцене и восторженно, со слезами на глазах, принимает овацию зала.

«Начало» — это глоток свежего воздуха, позволяющий, подобно лукавому киносъемочному процессу, открыть новую жизнь, словно новую банку варенья, которую потом уплетет забавный мальчишка. Уверяю, сие трогательное кино запомнится вам на долгие-долгие годы. Запомнится неподдельной искренностью, с коей герой Михаила Кононова смотрит на Пашу; запомнится чарующей мелодичностью, с которой пошло-приземленный Аркадий будет подпевать одухотворенной Паше; запомнится добродушным гримом советской жизни; запомнится неземным счастьем, какое будут излучать в финале творцы; запомнится пророческим драматизмом, кое проявится в последней молитве Жанны… Запомнится, и надолго, подобно самому яркому событию вашего детства — вашего начала. (с)

Награды:
Приз "Серебряный лев Св. Марка" на МКФ в Венеции, 1971. Приз "Южный крест" И. Чуриковой на МКФ в Аделаиде (Австралия), 1972.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»