Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С БЭБИ ДЖЕЙН?
|
19 октября 2010
19.15 ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА
Малый зал дома актера
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С БЭБИ ДЖЕЙН?
США, 1962, 2:10
РОБЕРТ ОЛДРИЧ
Классика старого Голливуда, где умели жанровые фильмы поднимать до уровня настоящего высокого Искусства.
История двух состарившихся сестер-актрис, ненавидящих друг друга, но привязанных друг к другу, превращается в руках Олдрича в «полудетективный фильм клаустрофобических ужасов» (М. Семеляк) и в действительно великое кино.
Официальный сайт
«Что случилось с Бэби Джейн?» (англ. What Ever Happened to Baby Jane?, 1962) — гротескный драматический триллер, снятый режиссёром Робертом Олдричем по новелле Генри Фаррелла, с участием двух оскароносных звёзд Голливуда — Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд. В 2003 Бэби Джейн Хадсон заняла 44-е место среди 50 Лучших Злодеев Американского Кино в списке Американского института киноискусства.
1917 год. Белокурая девочка Джейн Хадсон с успехом выступает на сцене. Ею все восхищаются, её любят и даже выпускают куклы по её подобию. Любимый папа всегда потакает всем её капризам, она получает всё, что захочет. А тем временем её никому неизвестная сестра брюнетка Бланш получает от отца только тумаки и таит обиду на сестру, любившую поиздеваться над ней.
1933 год. Сёстры Хадсон работают в Голливуде. Никем ранее незамеченная тихоня Бланш прославляется на весь мир. Джейн же к тому моменту известна уже отнюдь не своим звёздным детством и детским обаянием, а скандальными выходками и непристойным поведением на съёмочных площадках. В кино она снимается в основном в тех фильмах, где играет её сестра, и то, её берут в фильм только потому, что это одно из требований контракта Бланш. В один из таких дней поздно вечером сёстры Хадсон возвращаются домой с одной вечеринки на машине. Машина останавливается перед воротами. Одна из сестёр вылезает из кабины и идёт к воротам, чтобы их отпереть. Другая же тем временем нажимает на педаль газа, опускает рычаг и газует вперёд. Машина врезается в ворота, после чего слышится истерический плач.
Проходит 30 лет. Сёстры Хадсон живут в Лос-Анджелесе в роскошном особняке. Бланш после того инцидента прикована к инвалидному креслу, но, несмотря на это, мир о ней до сих пор не забыл и она продолжает быть популярной, так как фильмы с её участием активно транслируются по местному телевидению. Джейн же наоборот физически почти здорова, хотя и является на тот момент уже окончательно спившейся алкоголичкой. К тому же она отчаянно пытается изображать маленькую девочку и поэтому предпочитает носить свои детские платья. И в довершении всего она всеми забыта и озлоблена на весь мир. Озлоблена до такой степени, что даже родной сестре делает различные гадости (как, например, вскрывает почту от фанатов, а потом выбрасывает её). По идеи Бланш должна ненавидеть Джейн, но она, наоборот, терпит все её выходки, потому что в отличие от окружающих видит в Джейн не злую старуху, отчаяно пытающуюся изображать маленькую девочку, а бедную женщину, которая в душе продолжает оставаться ребёнком. И тем не менее даже Бланш замечает, что её сестре срочно требуется психологическая помощь. И поэтому в какой-то момент Бланш принимает решение продать особняк, а саму Джейн — сдать в лечебный санаторий.
Отправной точкой кипения фильма является момент, когда становится ясно, что Джейн прекрасно осведомлена о намерениях Бланш. И тогда Джейн начинает против Бланш совсем уже открытую войну. Для начала она увольняет их домработницу Элвайру, которая была единственной связью Бланш с внешним миром. После чего отрубает в комнате сестры телефонную связь. А когда Бланш выкидывает из окна записку с просьбой позвонить знакомому психиатру, записку конечно же поднимает Джейн. Одновременно усиливаются издевательства Джейн. Сначала она убивает канарейку Бланш, а потом подсовывает ей мёртвую крысу. Бланш пытается убедить Джейн, что продать дом необходимо хотя бы потому, что им двоим такой особняк ни к чему. Но Джейн объявляет ей, что она в целом рада их теперешнем положением, потому что давным-давно их семья жила на деньги, которые зарабатывала Джейн. потом в её карьере, как известно, наступил закат и добытчиком стала Бланш. Теперь же всё снова по старому: хотя денег никто из них уже не зарабатывает и они живут на накопления Бланш, последняя снова зависит от Джейн. Причём Джейн говорит это, одновременно сама невольно осознавая, что именно она зависит от Бланш, а не наоборот, потому что любой другой человек давно бы сдал Джейн с лечебницу, а Бланш всё время этот момент оттягивала.
Одновременно Джейн приходит в голову возобнавить свою детскую сольную карьеру и она даёт в газете объявление о поиске акомпаниатора. На него откликается пианист Эдвин Флагг — молодой человек, давно мечтающий вырваться из-под опеки надоевшей ему матери. Встретившись с Джейн он тоже поначалу принимает её за ненормальную, но потом, услышав и увидев, как она поёт и танцует, меняет своё мнение на противоположное. Через какое-то время он уходит, а Джейн отправляется в магазин за новым костюмом.
Производство
Дом, снятый, как особняк сестёр Хадсон, расположен по адресу 172 South McCadden Place в парке Хенкок в Лос-Анджелесе.
Заключительная сцена на пляже была снята в Малибу, в том самом месте, где Роберт Олдрич производил съёмки финала своего фильма «Целуй меня насмерть» (1955). В одном из кадров можно увидеть на дальнем плане дом, который по сюжету был взорван.
Любопытную дочь соседки сыграла дочь Бетт Дэвис Барбра Мэрилл, которая в будущем, подобно дочери Джоан Кроуфорд Кристине, выпустила биографическую книжку, представляющую её мать не в лучшем свете.
Бетт Дэвис в фильме носит парик, который использовала для грима Джоан Кроуфорд в одном из своих ранних фильмов. Однако последняя не узнала его, так как его изрядно переделали.
Успех фильма дал зелёный свет другим проектам, которые были сняты или спродюсированы всё тем же Робертом Олдричем, и в которых история закручивалась вокруг психотических женщин. Это фильмы «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964) и «Что случилось с тётушкой Элис?» (1969).
Первые трения между двумя актрисами начались тогда, когда Бетт Дэвис установила на съёмочной площадке автомат с Кока-Колой. Джоан Кроуфорд, будучи вдовой владельца Пепси-Колы, решила, что та сделала ей это назло. Второе трение случилось, когда Дэвис, за роль в этом фильме, номинировали на «Оскар».
Неприязнь обеих актрис друг к другу сказывалась и во время съёмок. В частности, во время постановки сцены, где Джейн пинает Бланш, Дэвис так сильно ударила Кроуфорд, что той пришлось накладывать швы на раны. В ответ на это Кроуфорд, готовясь к съёмкам сцены, где Джейн тащит Бланш по полу, тайком от всех положила в карманы своего платья тяжёлый груз и в результате чего у Дэвис под конец съёмки совсем заломило спину.
В 1991 был снят телеримейк с участием двух реальных сестёр-актрис Ванессы и Линн Редгрейв.
Отличия от новеллы
В книге у Джейн темные каштановые волосы, с лёгким красноватым оттенком, в то время, как в фильме Джейн явно блондинка. Бланш же описана, как «блондинка с закопчёнными глазами», хотя в фильме она брюнетка. Так же домработница Элвайра Ститт в книге названа Эдной. В свою очередь новелла имеет более темный и жуткий тон, чем фильм. Большая часть сцен в новелле происходит поздним вечером или ночью, принимая во внимание, что большинство сцен в фильме разворачиваются в дневное время. Так же истязания Бланш со стороны Джейн в книге куда более изощрённые и мощные.
Особенности
На протяжении всего фильма у Бетт Дэвис часто меняется грим. В частности в финале на пляже у киоска с мороженным губы у Джейн накрашены уже не такой яркой помадой и лицо большей частью разглажено. В целом же можно увидеть, что когда Джейн испытывает какую-то радость, она показана зрителю именно такой, какой сама себя видит.
Награды и номинации
Награды
1963 Премия «Оскар»
* Лучшая работа костюмера (ч/б фильмы)
Номинации
1963 Премия «Оскар»
* Лучший звук
* Лучшая женская роль — Бетт Дэвис
* Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
* Лучшая мужская роль второго плана — Виктор Буоно
1963 «Золотой глобус»
* Лучшая женская роль (драма) — Бетт Дэвис
* Лучшая мужская роль второго плана — Виктор Буоно
1963 «Каннский кинофестиваль»
* Золотая пальмовая ветвь
1964 «Британская академия»
* Лучшая иностранная актриса — Джоан Кроуфорд
* Лучшая иностранная актриса — Бетт Дэвис
|
|
|