Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

НОЖ В ВОДЕ

14 октября 2010
19.00
РУКИ ПРОЧЬ ОТ РОМАНА ПОЛАНСКИ! РЕТРОСПЕКТИВА РЕЖИССЕРА Фильм 2-й

Большой зал дома актера
НОЖ В ВОДЕ
Польша, 1962, 1:30, черно-белый, субтитры
РОМАН ПОЛАНСКИ
Блестящий полнометражный дебют польского «соцсюрреалиста» Романа Полански в жанре психологического триллера, где он показал себя наследником традиций Хичкока. Действие фильма, происходящее в замкнутом пространстве яхты, - не только напряженный психологический поединок, но и захватывающий экшн.
МКФ в Венеции: премия ФИПРЕССИ
Премия «Оскар»-63: номинация в категории «Лучший иностранный фильм»



Когда Анджей (Нимчик), преуспевающий спортивный журналист, находящийся в отпуске со своей женой Кристиной (Умецка), подсаживает попутчика (Маланович), супруги просят молодого человека (весь фильм его ни разу не назвали по имени) присоединиться к прогулке на яхте. Завидуя молодости и внешности светловолосого парня и немного ревнуя, Анджей хвастает своей физической ловкостью, подчеркивая неопытность своего гостя в море. Напряжение между двумя мужчинами нарастает, когда появляется карманный нож, представляющий особые умения попутчика и предполагающий в будущем насилие и секс. Со временем "ружье выстрелит".
Уже в первом своем полнометражном фильме Полански проявил себя как мастер психологического кино, сумев выжать максимум из казалось бы простого сюжета о том, как супружеская пара берут с собой на яхту случайного попутчика. Приз кинокритики на кинофестивале в Венеции. 1962 г.

"Нож в воде" - первый фильм Полански как режиссера. Снятый в 1962 году, с неприлично маленьким бюджетом и всего тремя актерами, "Нож" привел в легкое недоумение правительство коммунистической Польши. Недоумение превратилось в панику, когда Роман получил номинацию на "Оскарf" за "Лучший зарубежный фильм" и приз ФИПРЕССИ (то есть кинопрессы) Венецианского фестиваля. И все это - за простую историю о том, как женатая пара пригласила незнакомого юношу прокатиться на яхте, что привело к одному покушению на убийство, одной супружеской измене и душераздирающему разбирательству. По реакции окружающих Полански понял, что нет пророка в своем отечестве, плюнул и поехал в Америку. http://kinocenter.rsuh.ru

Первый художественный фильм Романа Полянского сразу же утвердил его как кинематографиста, с которым надо считаться. Он выиграл высшие награды на МКФ в Венеции, "Оскарную" номинацию за лучший иностранный фильм и появился на обложке журнала "Time" во время первого Нью-Йоркского кинофестиваля. Интерес режиссера к человеческой жестокости и насилию, который будет темой почти всей его карьеры, уже заметен, так как он исследует сложные и напряженные взаимоотношения между близкими родственниками.

Когда Анджей (Немчик), преуспевающий спортивный журналист, находящийся в отпуске со своей женой Кристиной (Умечка), подсаживает попутчика (Маланович), супруги просят молодого человека (весь фильм его ни разу не назвали по имени) присоединиться к прогулке на яхте. Завидуя молодости и внешности светловолосого парня и немного ревнуя, Анджей хвастает своей физической ловкостью, подчеркивая неопытность своего гостя в море. Напряжение между двумя мужчинами нарастает, когда появляется карманный нож, представляющий особые умения попутчика и предполагающий в будущем насилие и секс. Подробнее
Со временем "ружье выстрелит".

Снятый в черно-белом изображении, фильм сделан уверенно, точно, а говорит характеристиками персонажей. "Нож в воде" также значителен в карьере другого польского кинематографиста, соавтора сценария Ежи Сколимовского, который тогда уже начал снимать, но появился на международной арене только в 1982 году с фильмом "Работа по совместительству" (Moonlighting). Многие утверждают, что "Нож в воде" интереснее всех фильмов, что Полянский снял на Западе, покинув Родину. В то время прекрасно рассказанный и сыгранный фильм, с мрачным и своеобразным стилем казался очень и очень свежим.

«НОЖ В ВОДЕ». 1962 год


© Другое кино
Нож в воде

Нож в воде


Для съемок дебютного полнометражного фильма выпускник Лодзинской киношколы Роман Полански направился на Мазурские озера в восточную Пруссию. Три персонажа — вполне буржуазная по меркам тогдашней Польской Народной Республики супружеская пара и их случайный попутчик, молодой взьерошенный парень, — проводят уик-энд на частной яхте и буквально отрезаны водой. Хозяин яхты пытается прессовать парня, но тот себя в обиду не дает. Позиции двух снобов проверяются на прочность. В кадре появляется выкидной нож, угрожающе ходят тяжелые парусные реи, нарастает грозовой саспенс. Но, затеяв всю эту бурю, Полански придумывает неожиданную развязку.

Честертон написал о Диккенсе, что тот «не мог вынести, чтобы один человек смотрел свысока на другого». Полански, в дальнейшем экранизировавший «Оливера Твиста», похоже, тоже терпеть этого не может.

Обеспеченная пара из Варшавы — Анджей и Кристина по дороге на Мазурские озера, где собираются провести уик-энд, подбирают молодого человека, путешествующего автостопом. Хозяин яхты приглашает его провести с ними день на озерах. Анджей пытается использовать любую возможность, любой предлог, чтобы показать свое превосходство, опыт, зрелость. Напряжение нарастает, доходит до физического столкновения…


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»