Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ТРИ ОБЕЗЬЯНЫ

07 октября 2010
19.15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
ТРИ ОБЕЗЬЯНЫ
Турция-Франция, 2008, 1:40
НУРИ БИЛГЕ ДЖЕЙЛАН («Отчуждение», «Времена года»)
Одна из самых заметных картин «нулевых». Турецкий «нуар», парадоксально рассмотренный в пространстве семьи. «Фильм Джейлана — выдающийся образец киноживописи, каждый его кадр просится в рамку» (А. Плахов, Коммерсантъ)
МКФ в Канне: приз за режиссуру



Три обезьяны (Uc maymin)
"Три обезьяны" - фильм турецкого режиссера Нури Билге Джейлана о том, что часто не сделать что-то может быть настолько же решающим, как и сделать что-то, а самые неблаговидные решения являются наиболее мудрыми... Впрочем, право оценивать это предоставляется зрителям. Фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" и получил награду в категории "Лучший режиссер" на Каннском кинофестивале.

Известный политик, заснув за рулем, сбивает на ночной пустынной дороге человека. Чтобы не запятнать репутацию, он предлагает своему водителю Юпу сделку: водитель берет на себя ответственность за это происшествие и несет положенное наказание, а политик все время его отсутствия выплачивает зарплату семье Юпа, а после освобождения "благодарит" его еще кругленькой суммой. Юп садится в тюрьму на 9 месяцев - и с этого начинается настоящее испытание для его семьи...

С самого начала творчества Джейлана его привлекала тема отчуждения (именно так назывался один из первых его фильмов) близких людей и распада семьи как союза двух людей. Он жестоко показывает все, что приводит некогда родных людей к недоверию, обиде, ревности и безразличию. Самое страшное, что нет в этом фильме "плохих" и "хороших", а есть просто люди, у которых есть чувства... Например, любовь и долг...

Несмотря на то, что фильм охватывает временной промежуток длиною примерно в год, действие на экране течет очень медленно и размеренно. Но за этой неподвижностью (фильм практически весь снят статичной камерой) кроется сильное напряжение, которое так и не вырвется наружу, а останется занозой в душах героев. Герои произносят очень мало слов, все их переживания, чувства и эмоции выражаются взглядами, жестами и позами... И, надо признать, все актеры сыграли просто великолепно!

Название "Три обезьяны" напоминает древнюю басню о трех обезьянах, одна из которых закрывает глаза ("ничего не вижу"), вторая - уши ("ничего не слышу"), а третья - рот ("ничего не скажу"). Такая политика невмешательства имеет двойственное значение: с одной стороны, нельзя быть безучастным к происходящему вокруг, уходить от ответственности и трудностей, но, с другой, иногда это лучший выход для такого маленького и интимного мира, как отдельно взятая семья.

Франция, Италия, Турция, 2008
Режиссер: Нури Билге Джейлан ("Отчуждение", "Времена года")
В ролях: Хатице Аслан, Гюркан Аюдин, Яваз Бинголь, Эркан Кесаль
Автор: Лаврушина Людмила


Премьера кино
В то время как киноманы ждут появления фильмов последнего Каннского фестиваля, на экраны выходят турецкие "Три обезьяны" — фильм Нури Билге Джейлана, награжденного призом за режиссуру в Канне еще в прошлом году, а в нынешнем — заседавшего в жюри. Медлительность и самой картины, и ее продвижения в прокат дала достаточно времени, чтобы судьбы обезьян как следует обдумал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Собственно, наших хвостатых предков как таковых в фильме не наблюдается, а название восходит к японской притче, где три обезьяны-конформистки провозглашают: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу. Представители человеческой породы часто следуют этому принципу, а режиссер со строгостью судьи и скрупулезностью аптекаря взвешивает последствия, к которым может привести такая стратегия.

Речь идет о распаде семьи шофера, после того как ее глава принимает на себя вину своего босса, сбившего на дороге человека, и садится за него в тюрьму. Даже если это благая ложь, а не только средство поддержать семейный бюджет (босс выплачивает солидную денежную компенсацию), она влечет за собой другие обманы и самообманы. Жена добровольного сидельца становится любовницей босса, а сын, страдая от бесчестья, проклинает обоих родителей и готов пролить кровь, чтобы наказать виновника всех несчастий. В пересказе эта история выглядит индийской мелодрамой, и действительно режиссер нагнетает страсти и не брезгует истеричными крупными планами, чтобы увести нас на этот ложный след. Однако итог лучше всего определить как арт-нуар, в котором господствует другая троица: Рок, Искушение и Возмездие.

Нури Билге Джейлан — крупный авторитет авторского кино и, вероятно, сыграл не последнюю роль, когда жюри присуждало призы фильмам Михаэля Ханеке и Ларса фон Триера, тоже сделанным в этой высокопарной традиции. Но даже на их фоне Джейлан выглядит самым верным апостолом учения, богами которого стали Тарковский и Антониони. В своих прежних фильмах "Отчуждение" и "Времена года" уже проигрывались темы кризиса супружества и неуклюжих попыток мужчины пробиться к загадкам женской души, причем ситуация фатального дисконтакта была развернута с изощренным искусством и, что приятно, с некоторой инъекцией юмора. И вот Джейлан третий раз участвует в каннском конкурсе и третий раз срывает серьезный приз.

В отличие от прежних его лент, героями которых были интеллектуалы, новая картина показывает жизнь самой простецкой семьи: оказывается, она точно так же подвержена деструкции, а шофер, его жена и взрослый сын способны испытывать такую же экзистенциальную тоску. Чтобы окончательно не оторваться от жизни и проблем турецкого общества, Джейлан вводит актуальный политический мотив: босс никак не может позволить себе предстать перед судом, поскольку баллотируется в местные органы власти. Коррупция трактуется расширительно и тоже приобретает почти вселенский масштаб. Тут уж никак не до юмора, и единственное, что себе позволяет Джейлан,— это прерывать кульминационные драматические сцены рингтоном мобильника со слащавой любовной песенкой.

"Три обезьяны" производят странное впечатление. Это выдающийся образец киноживописи: каждый пейзажный кадр, обработанный на компьютере, просится в рамку и на стенку картинной галереи. Здесь прекрасно играют актеры — певец Явуз Бинголь и его партнерша Хатис Аслан, героиня которой очень органично превращается из верной жены, воспитанной в традициях исламской строгости, в мегеру и похотливую самку. Но, как ни обидно это звучит после каннского приза, самое хрупкое звено в фильме именно режиссура, которую все-таки надо понимать как умение не только держать кадр, ритм и саспенс, но еще и избегать общих мест и ложной многозначительности.

Газета «Коммерсантъ» № 102 (4157) от 09.06.2009


Роман Волобуев

478 рецензий · 458 оценок · 7681 спасибо

Триллер-притча про утрату человечности турками

В канун выборов задавив на ночной дороге человека, политик районного масштаба обещает денег своему шоферу, чтобы тот взял вину на себя; шофер соглашается — не то из жадности, не то из человеколюбия, не то посчитав девятимесячную отсидку хорошим способом отдохнуть от жены и взрослого сына. Пока он сидит, сыну приспичивает купить машину, жена идет просить денег у политика, в связи с поражением на выборах утратившего остатки совести. Тот лезет к ней под юбку и разбивает ей сердце. Освободившийся муж долго курит на балконе, и, судя по грозовым тучам над его усатой ­го­ло­вой, вскоре кому-то придется брать на себя очередной труп.

Турок Джейлан («Отчуждение», «Времена года») — не худший представитель отчасти выдуманной европейскими фестивальными отборщиками генерации ближневосточных экзистенциальных авторов, в соответствующих реестрах проходит как «турецкий Антониони». Его хлеб — некоммуникабельность, долгие паузы и затяжные взгляды в пустоту — набор, выглядящий несколько парадоксально в применении к витальным турецким подданным, но в прежних фильмах Джейлана эта странность более-менее нивелировалась скромной манерой изложения. Он не злоупотреблял крупными планами лиц и всегда умел уйти в затемнение, за секунду до того как кадр станет совсем уж нелепым. В «Обезьянах» (честность требует упомянуть, что фильм получил приз за режиссуру в Каннах-2008), обратившись к сгубившему многих жанру бытовой притчи, ­автор, однако, отбросил спасительную сдержанность и ринулся в глубины, какие в страшном сне не снились его коллеге и конкуренту Звягинцеву. Над героями клубится свинцовое от компьютерной цветокоррекции небо, гремит гром, с хрустом рвутся лифчики, носорожье сопение, которое для главного ­героя является основным видом ­ком­муникации с миром, перекликается с кретинским рингтоном мобильника, символизирующим зов сердца героини, рвущегося на свободу. Как, оказывается, недалеко от Антониони до Хармса. Впрочем, ситуация, когда долго и вдумчиво молчавший в углу человек наконец открывает рот и первым делом говорит ­какую-нибудь глупость, слишком ­рас­пространена, чтоб делать из нее трагедию.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»