Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
МОИ МАЛЕНЬКИЕ ВЛЮБЛЕННОСТИ (МОИ ПЕРВЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ)
|
05 октября 2010
19.15 ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА
Малый зал дома актера
МОИ МАЛЕНЬКИЕ ВЛЮБЛЕННОСТИ (МОИ ПЕРВЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ)
Франция, 1974, 1:55, субтитры
ЖАН ЭСТАШ
Разочарование – пожалуй, главная интонация в фильмах Жана Эсташа («Мамочка и шлюха») – самого малоизвестного в России из крупных режиссеров «Новой волны». «Мои маленькие влюбленности» - трогательная, местами смешная элегическая картина о взрослении неулыбчивого мальчика-подростка, которая в какой-то неуловимый момент превращается в пронзительную поэму об экзистенциальной растерянности. Герой переживает серию событий, а режиссер тем временем дает нам понять, что взросление – это сумма увлечений, разочарований и утрат, и что никто никогда не будет счастлив.
Даниэль живет со своей бабушкой и после окончания средней школы должен отправиться жить с матерью на юге Франции. Она швея, живет в маленькой квартирке со своим любовником Хосе. Даниэль хотел бы продолжить обучение, но его мать не может себе этого позволить и отправляет его на работу — учеником в мастерскую по ремонту мопедов. Даниэль знакомится в городе с другими мальчиками и девушками. Когда он возвращается навестить свою бабушку в следующем году, то видно, что он вырос быстрее, чем его старые друзья...
Фильм «Мои первые увлечения» Жана Эсташа запечатлевает несколько эпизодов из жизни мальчика/подростка, вступающего во взрослый мир с интересом на лице и страхом в своих глазах. Первые позывы сексуального влечения, которые дают знать о себе во время церковного причастия; тяга к знаниям, которая разбивается о прозу городской жизни, требующую променять учебу в колледже на работу в мастерской; поездки на танцы с друзьями и первый, невинно-неудачный любовный опыт с девушкой; взгляд матери, холодный и чужой, разрушающий детские иллюзии героя; наконец, парки, аллеи, лавочки, кинотеатры и бесцельные прогулки, столь характерные для такого наблюдателя за жизнью как Жан Эсташ складываются в непрерывный поток комично-трогательных ситуаций, в картину экзистенциальной растерянности, в фильм о малозаметных, но значимых нюансах жизни. Главный герой редко улыбается и почти никогда не смеется – он лишь жаждет жизни (с начала как мальчик из деревни – городской; позже, оказавшись в городе, иной, отличной от рутинной работы ради проживания), но неизменно наблюдает за ней со стороны.
В некотором роде «Мои первые увлечения» можно считать «приквелом» к «Мамочке и шлюхе». Герой фильма еще не обрел опыт экстатического разочарования неудачи майской революции, но он уже к нему готов: не столько презрение, сколько безразличие сквозит в мальчишеском взгляде в отношении окружающей его взрослой жизни. Причем атмосфера фильма вызывает в памяти на столько «М. и Ш.», сколько более раннюю работу режиссера «Дед Мороз с голубыми глазами», в которой еще совсем юный Жан-Пьер Лео растерянным взглядом и суетливым поведением во многом задал основную интонацию кинематографа Эсташа – чувство утраты еще не обретенного опыта настоящей жизни. В фильме «Мои первые увлечения» этот мотив звучит особенно пронзительно – на глазах у зрителей детская непосредственность восприятия жизни оказывается бессильной и бесполезной перед лицом угрозы взросления. (Iperry)
|
|
|