Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

МОИ МАЛЕНЬКИЕ ВЛЮБЛЕННОСТИ (МОИ ПЕРВЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ)

05 октября 2010
19.15
ПРОГРАММА РОМАНА ЧЕРКАСОВА

Малый зал дома актера
МОИ МАЛЕНЬКИЕ ВЛЮБЛЕННОСТИ (МОИ ПЕРВЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ)
Франция, 1974, 1:55, субтитры
ЖАН ЭСТАШ
Разочарование – пожалуй, главная интонация в фильмах Жана Эсташа («Мамочка и шлюха») – самого малоизвестного в России из крупных режиссеров «Новой волны». «Мои маленькие влюбленности» - трогательная, местами смешная элегическая картина о взрослении неулыбчивого мальчика-подростка, которая в какой-то неуловимый момент превращается в пронзительную поэму об экзистенциальной растерянности. Герой переживает серию событий, а режиссер тем временем дает нам понять, что взросление – это сумма увлечений, разочарований и утрат, и что никто никогда не будет счастлив.



Даниэль живет со своей бабушкой и после окончания средней школы должен отправиться жить с матерью на юге Франции. Она швея, живет в маленькой квартирке со своим любовником Хосе. Даниэль хотел бы продолжить обучение, но его мать не может себе этого позволить и отправляет его на работу — учеником в мастерскую по ремонту мопедов. Даниэль знакомится в городе с другими мальчиками и девушками. Когда он возвращается навестить свою бабушку в следующем году, то видно, что он вырос быстрее, чем его старые друзья...
Фильм «Мои первые увлечения» Жана Эсташа запечатлевает несколько эпизодов из жизни мальчика/подростка, вступающего во взрослый мир с интересом на лице и страхом в своих глазах. Первые позывы сексуального влечения, которые дают знать о себе во время церковного причастия; тяга к знаниям, которая разбивается о прозу городской жизни, требующую променять учебу в колледже на работу в мастерской; поездки на танцы с друзьями и первый, невинно-неудачный любовный опыт с девушкой; взгляд матери, холодный и чужой, разрушающий детские иллюзии героя; наконец, парки, аллеи, лавочки, кинотеатры и бесцельные прогулки, столь характерные для такого наблюдателя за жизнью как Жан Эсташ складываются в непрерывный поток комично-трогательных ситуаций, в картину экзистенциальной растерянности, в фильм о малозаметных, но значимых нюансах жизни. Главный герой редко улыбается и почти никогда не смеется – он лишь жаждет жизни (с начала как мальчик из деревни – городской; позже, оказавшись в городе, иной, отличной от рутинной работы ради проживания), но неизменно наблюдает за ней со стороны.
В некотором роде «Мои первые увлечения» можно считать «приквелом» к «Мамочке и шлюхе». Герой фильма еще не обрел опыт экстатического разочарования неудачи майской революции, но он уже к нему готов: не столько презрение, сколько безразличие сквозит в мальчишеском взгляде в отношении окружающей его взрослой жизни. Причем атмосфера фильма вызывает в памяти на столько «М. и Ш.», сколько более раннюю работу режиссера «Дед Мороз с голубыми глазами», в которой еще совсем юный Жан-Пьер Лео растерянным взглядом и суетливым поведением во многом задал основную интонацию кинематографа Эсташа – чувство утраты еще не обретенного опыта настоящей жизни. В фильме «Мои первые увлечения» этот мотив звучит особенно пронзительно – на глазах у зрителей детская непосредственность восприятия жизни оказывается бессильной и бесполезной перед лицом угрозы взросления. (Iperry)


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»