Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
СЕРДЦА
|
05 октября 2010
19.00 ГОД ФРАНЦИИ В РОССИИ. ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ В РОССИИ, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, АЛЬЯНС ФРАНСЕЗ В САМАРЕ И КИНОКЛУБ «РАКУРС» РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛЬМОВ АЛЕНА РЕНЕ: ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРАЙ ВООБРАЖЕНИЯ ФИЛЬМ 4-Й
Большой зал дома актера
СЕРДЦА
Франция, 2006, 2:00, кинопленка, закадровый перевод
АЛЕН РЕНЕ
Очередной экзерсис Алена Рене в поисках жанра. Шесть персонажей в поисках самих себя, счастья, любви. Экранизируя старый роман «Частные пороки в общественных местах», Ален Рене артистично и мудро соединяет эстетику сериалов с условностью театральных постановок.
МКФ в Венеции: приз за лучшую режиссуру
Премия «Сезар»: 8 номинаций
Европейская киноакадемия: приз ФИПРЕССИ
Владислав Шувалов
Сердца (Частные страхи в публичных местах) (Coeurs) - Ален Рене, 2006
"Маленькая!" - выдает покупательница квартиры агенту по продаже недвижимости при осмотре жилплощади. Закрадывается мысль, а не потому ли французы такие вредные, что на какой-то стадии их легендарной истории нацию тоже испортил "квартирный вопрос"? Продажа не состоялась, все разошлись восвояси. Герои, входя с улицы в помещение, припорошены снежком, который должен принести в фильм ощущение рождественской сказки, хотя по ходу ленты начинает казаться, что это не снег вовсе, а песок, который сыплется с пожилых героев.
Гениальный новатор Ален Рене, полвека посвятивший исследованию природы памяти, по выражению А.Бергсона, отвечающей за субъективную сторону познания вещей, пришел к своеобразному художественному решению: 25 лет он снимает фильмы с одним и тем же актерским корпусом. Лирические виражи утонченных парижан в исполнении бессменных Сабин Азема, Пьера Ардити, Андре Дюссолье (позже к ним присоединился Ламбер Вилсон) сливаются в одну бесконечную киноленту - со своим кодексом, языком, нормой поведения. Подобное отношение к бытию как бескрайней реке можно встретить у Ясудзиро Одзу.
В фильмах обоих режиссеров есть ощущение "присутствия пустоты", но если у японского классика скромное убранство игрушечных домиков и тишина чайных церемоний рождает из пустоты высокий смысл, то у Рене пустота обретает наполнение суетливым поведением и житейскими перепалками милых горожан. Как и у Одзу действие происходит внутри помещений и выходит наружу только в случае строгой надобности. И вновь как у Одзу, поздние фильмы Рене герметичны и даже внешне асоциальны - через них не прощупать контекста, исторического момента, общественного настроения. Кажется, что Рене побеждает время, поскольку время фильмом не прощупывается.
Сердца сняты в павильоне и лишены вторжений извне, что соответствует героям, увлеченным только самими собой, и не интересующимся ничем, что происходит снаружи. Шесть немолодых персонажей, разыгрывающих короткие отрывистые сценки конфликта и контакта, напоминают по темпераменту и степени отстраненности мыльную оперу. Но это не обычная, линейная мыльная опера, а будто синтезированная из фрагментов шести телеканалов, которые зритель сканирует пультом дистанционного управления. Жизнь общества демиурга Рене состоит из минисобытий и мелких встреч. При отсутствии больших потрясений и драматических поворотов она кажется монотонной и неинтересной для лицезрения с экрана. В Сердцах отношения мусолятся как в модернистском романе ("Мело"), претензии героев многословны ("Эта старая песня") и норовят сорваться в комедию положений ("Только не в губы"). Проза частной жизни не становится поэзией и лишь скрашена мягкой иронией автора по отношению к своим старикам. Герой Дюссолье, наблюдая на видео фрагмент невинного стриптиза, приходит в нешуточное возбуждение и чуть не сходит с ума. То же самое едва ли не происходит с клерикальной героиней Азема, сиделки, которую мучают стенания маразматичного старика. Дюссолье весь фильм пытается найти ключ к женщине, передавшей ему видеокассету с игривыми кадрами, а Азема в финале превозмогает внутренние табу и раскрепощается телом.
Азема и Ардити, не мучающиеся поисками актерской оригинальности, многажды разыгрывавшие у Рене любовь, ревность, супружество, вновь притворяются и, как ни в чём не бывало, играют заигрывание, попытку адюльтера. Новый виток мета-сценария должен нервировать зрителя и будоражить его память эффектом "дежа-вю". Продвинуться дальше, не чувствуя себя одураченным, сможет тот знаток фильмов Рене, кто отвергнет насилие памяти. Несмотря на "Серебряного льва", полученного Аленом Рене за режиссуру, лента была заклеймена как вторичная в фильмографии мэтра, что само собой разумеется: бремя воспоминаний о прежних образах искривляет восприятие новых.
Кадр из фильма "Сердца", реж.Ален Рене
Кадр из фильма "Сердца", реж.Ален Рене 1/5
Великого француза это вряд ли волнует. Ему важнее гармония в душе, которую несет просветленная простота отношений. Что для японца – "честь", для француза – "сердце". И то, и другое важно засвидетельствовать не только перед самим собой, но и в глазах окружающих. Японец не переживет бесчестия, и он жизненно нуждается в соблюдении церемониальных строгостей. Французы, жаждущие взаимной симпатии, всячески лезут друг другу в душу: на экране обсуждаются возрастные проблемы, личные неудачи, амурные события. Никто не занимается делом. В офисе недвижимости секретарша впаривает агенту кассету с религиозными проповедями, а бармен поблизости, прямо за стойкой, принимает исповедь завсегдатая, военного в отставке, который не может справиться с семейными дрязгами и заливает их горькой; сам бармен рад излить свои проблемы, занозы и обиды сиделке отца. Герои выглядят жителями одной коммуналки, с их маленькими комнатками, из которых они пытаются выйти друг к другу.
Великий режиссер, погружаясь в сердечные коллизии персонажей, использует ещё один отпущенный судьбой шанс для того, чтобы высказать доверие жизни и через лирику ощутить ее полноту. Кроме того, что у Рене тоже есть сердце, фильм больше ничего не заявляет. В возрасте 84-х лет подобные выводы могут быть оценены как личные достижения.
|
|
|