Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ГОСПОДИН НИКТО

03 июня 2010
19.00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. АРТ-КИНО-2009 NEW!!!

Большой зал дома актера
ГОСПОДИН НИКТО
Франция-Бельгия, 2009, 2:30, кинопленка, стоимость билета 150 рублей.скидка студентам 20% при наличии студенческого мультипаспорта
ЖАКО ВАН ДОРМЕЛЬ («Тото — герой», «Восьмой день»)
Третий фильм легендарного бельгийца с феноменальным успехом идущий в ограниченном кинопрокате России.
"Это фильм о выборе и шансах, о жизни: что могло произойти или не произошло в зависимости от того, какой выбор сделал человек. Такое чистое исследование сознания" (Жако Ван Дормель).
Господин Никто просыпается в 2092 году дряхлым стариком, ему 120 лет и он последний смертный на Земле. А вокруг вечно молодые клоны. Они счастливы. А Никто даже не может вспомнить, кто он, чтобы понять, как он стал Никем. В его воспоминаниях три судьбы. Три жизни. Три женщины и одна Любовь. Как понять, которая из них настоящая?

МКФ в Венеции: приз за технические достижения.


Официальный сайт




Авторское высказывание обо всем и ни о чем — самый дорогостоящий бельгийский фильм в истории

В 2092 году 117-летний сморщенный старик по имени Никто (Лето) лежит в бе­лоснежной палате в госпитале Нью-Нью-Йорка. Перед его носом машет крылышками телекамера: в прямом эфире умирает последний на Земле человек, у которого нет дающей квазибессмертие персональной свиньи-донора. Доктора и журнали­сты донимают беднягу вопросами, но Никто то не помнит ничего, то, наоборот, помнит чересчур много: трех альтернативных жен (Крюгер, Полли, Лин Дан Пам), кучу несочетающихся детей, массу взаимоисключающих карьер и дюжину вариантов собственной смерти. С тех пор как в 9 лет родители предложили ему решить, уехать с мамой (Литтл) или остаться на железнодорожном полустанке с брошенным мамой папой (Айфанс), Никто разучился выбирать и на любой значительной жизненной развилке отправляется сразу по двум направлениям. Или наоборот — никуда не отправляется, а застрял на той самой платформе и не по-детски подробно воображает все последствия возможного выбора.

После 13-летней паузы бельгиец Жако Ван Дормель («Тото-герой») решил ­высказаться обо всем сразу — о теории суперструн и эффекте бабочки, о механи­ке любви и психологии всех возрастов, о будущем человечества и свойствах памя­ти. Встряхнув и перемешав все это, он довел хронометраж до 140 минут повторением во всех ракурсах всевозможных скоропостижных смертей главного героя. То, что получилось, поражает кинематографической красотой, но красота эта по­хожа на хипстерскую красоту Джареда Лето, симпатично окружающую огромные, но совершенно пустые голубые глаза. Застряв на полпути между «Наукой сна», которая не требовала оправданий в силу душевной простоты, и «Внутренней империей», потребовать оправданий у которой не решился бы самый злобный критик, «Господин Никто» — к чести Ван Дормеля, кристально ясный для такой ребусной структуры — провоцирует только один вопрос: «Зачем?»
П,Фаворнов

Enjoy.
17 мая 2010 | 22:12

Фильм можно сравнить с хорошим дорогим вином. Им хочется любоваться, смаковать каждую секунду, пытаться смотреть на него с разных точек зрения, но так неторопливо, растягивая удовольствие… Удивительная картина. Во-первых, если говорить о визуальной стороне, то она практически совершенна. В ней есть та прекрасная, некая фотографическая эстетика, останавливающая время, заставляющая жадно смотреть-смотреть-смотреть, боясь что-то упустить. В общем, на мой взгляд, удовольствие для эстета.

Музыка. Музыка создает атмосферу фильма, порой заставляя нас резко переключиться с одного настроения на совершенно противоположное, отражая внутреннее состояние героев или же наоборот, как бы подтрунивая над ними в определенных условиях. Но вся музыка прекрасна, опять-таки чистое удовольствие для слуха.

Сюжет. Пересказывать его не хочется, думаю, тут и так все понятно или же скорее вообще ничего не понятно… Однако если весь фильм ты сидишь, недоумевая, что же порой происходит, то концовка, на мой взгляд, все разъясняет (а точнее так — все, да не все), но, по крайней мере, приходит некое осознанное понимание картины и ее проблемы.

Не буду писать про выводы, сделанные мною после просмотра, пускай каждый ищет свой смысл, так интереснее. Но, хочется заметить, что помимо всего фильм содержит огромное количество прекрасных мудрых цитат, которые также хочется смаковать, записать красивым почерком в записную книжку и вдумываться в них по мере необходимости.

И да, еще хочется сказать, что режиссеру удалось смешать жанры, так, что ты полностью погружаешься в происходящее. Тут тебе несколько историй любовных драм, таких чувственных и искренних, что порой забываешь, ЧТО ты смотришь на самом деле, когда сюжет вдруг резко переключается на другую линию. И это прекрасно. Это игры с разумом и самим собой. Надо признать, не так уж и часто нам предоставляется подобная возможность.

Смотрите и наслаждайтесь.

Неповторим как Никто
13 мая 2010 | 22:49

«Mr. Nobody»- фильм потрясающе красивый, глубокий, насыщенный философской проблематикой. С первых же минут просмотра погружаешься в его невероятную атмосферу. Первой мыслью, промелькнувшей при просмотре, у меня было :«Это фильм, которого я ждала всю свою жизнь». После 2х кратного просмотра, я могу с уверенностью под этими словами подписаться.

Сюжет просто поразительный, интересный, неожиданный. Над ним можно думать долго, подмечая детали, пытаясь выявить хоть какую-то логику во всем этом безумии(в хорошем смысле слова), царящем на экране. Многие сравнивают фильм с «Эффектом бабочки», что ж возможно это справедливо, но лишь отчасти. «Господин никто» ставит проблему выбора и его последствий гораздо острее, при этом сюжет не строиться исключительно на данной проблематике. Любовь, бессмертие, время, одиночество, ожидания, обещания, цели и мечты — все это нашло отражение в фильме Жако Ван Дормеля. Отдельно хотелось бы сказать о любовных линиях (если можно так выразиться)- здесь и самая настоящая и искренняя любовь и любовь безответная; любовь настолько многогранная, бесконечная и во многих смыслах жертвенная.

Размышляя об актерской игре на ум приходит лишь «Браво!». Все актеры, начиная с детей и заканчивая состоявшимися представителями данной профессии, сыграли настолько превосходно, настолько вошли в роли, что казалось, они действительно испытывают те эмоции, которые мы видим на экране, как будто вот она — настоящая жизнь этих людей! Они заставляли мурашки бегать у меня по коже, особенно хочется отметить некоторые сцены «из жизни`с Немо и Элис (Джаред Лето и Сара Полли), и несомненно сцена встречи Немо и Анны (Дайан Крюгер) у маяка. Не буду более вдаваться в подробности, дабы не раскрывать всех перипетий сюжета.

Считаю просто необходимым сказать несколько слов о музыке. Музыкальное сопровождение очень гармонично, кажется, что в каждый момент играет именно такая, музыка какая должна быть. Композиции запоминающиеся, красивые, иногда задорные (как, например, Buddy Holly — Everyday). Наиболее эмоциональна, на мой взгляд, основная тема — произведение «Undercover», написанное братом режиссера Пьером Ван Дормелем. Её вариации приобретают различные эмоциональные окраски на протяжении всего фильма. Так, что отдельное СПАСИБО за музыкальное сопровождение, которое позволяет еще больше проникнуться атмосферой данного киношедевра.

В завершении отмечу тонкий, прелестный, местами немного сумасшедший юмор. С моей точки зрения, он несет в себе настоящую французскую нотку.

Фильм дает пищу для размышления, однако после него не хочется биться в истерике — отчего все так плохо?, напротив, он позволяет с оптимизмом взглянуть в будущее. Есть фильмы, которые помогают задуматься, «Mr. Nobody» помогает измениться!

несомненно 10 из 10


Самый лучший фильм из всех, что я видел
17 апреля 2010 | 13:48

Под конец фильма зрители начали уставать. Плотность сюжета, действительно, потрясает. У меня было ощущение, что мы сидим в кинозале уже, как минимум, часа четыре. Любопытно при этом, что как раз тогда, когда все пришедшие отдохнуть и поесть попкорна, начали ныть «когда все это закончится?», у меня открылось второе дыхание — я понял, что фильм еще сложнее, чем я думал. До этой самой, примерно, сотой минуты с начала сеанса, у меня была четкая структура происходящего в голове, все события в нее укладывались, хотя, конечно происходящее попахивало абсурдом. Но тут…

Смотрел фильмы Дэвида Линча? Не знаю как тебе, а мне в «Малхолланд Драйв» больше всего понравился момент, после которого становитя ничего непонятно. Люблю фильмы, в которых с мозга в какой-то момент срывает передаточный ремень и он начинает работать вхолостую. Я за тем же ощущением пошел на «Внутреннюю империю», но, увы, сломался, как говорится, сломался черпак у дяди Вани. Примерно с середины фильма я просто плюнул на попытки разобраться какая сцена к какой реальности относится и начал смотреть фильм как набор картинок, как эмбиент. И не ошибся — Линч и сам не знает о чем его кино. В этом фильме ситуация прямо противоположная.

Я бы сделал такой рекламный слоган этому фильму: «Понравилась тема выбора в „Трассе 60“? Думаешь, что „Эффект бабочки“ — предел мечтаний на тему влияния событий на судьбу? Любишь наглядные изображения сложных научных терминов о Вселенной, жизни, времени и всем таком? Приходи на наш фильм!»

Нет, это точно не Дэвид Линч. Проблема идентификации той или иной сцены в пространстве альтернативных реальностей — вовсе не проблема в этом фильме. Истинный его смысл, проблематика, которой пытаются коснуться создатели фильма куда глубже. Кино буквально претендует на саму истину в смысле ее строгой научной трактовки. Задается главным вопросом жизни, Вселенной и всего такого. Жаль, что ответа на поставленный вопрос в фильме так и не звучит. Претензия на истину так и повисает в воздухе, остановившись на вопросительной интонации.

.

Самое интересное, что «переиграть» фильм, опуститься на уровень абстракции глубже сюжета не получится. В тот самый момент, когда ты подумаешь «О, ну так ведь…» фильм тебе мягко намекнет, мол, «Ха, было бы все так просто…». Кино под завязку забито такими фразами и такими поворотами, один за другим в нем поднимаются такие вопросы, что в пору каждому из них было бы посвящать отдельный фильм. И не один. Поверь, некоторые проходные в фильме фразы в остальных полотнах обычно проходят как кульминация.

Когда вокруг начала расти волна вздохов и поглядываний на часы, у меня вдруг открылось второе дыхание. До этого момента все вполне укладывалось в построенную мною модель происходящего. Хотя, может быть, к тому моменту у меня просто начала заканчиваться оперативная память. Еще за полчаса до этого, вполне довольный происходящим на экране, я подумал: «Интересно, чем все это закончится? Фильм продемонстрировал очень оригинальную идею и нестандартный подход. Лишь бы теперь конец не залажали.» И вот прямо на глазах вся моя модель реальности по ту сторону экрана начинает рушиться. Но этого мало. Сверху начинают докладывать еще и еще, причем свежие события, фразы и детали добавляют новые измерения к и так нехилому по своей многомерности массиву у меня в голове.

Вот как это выглядит: представь, что ты строишь отрезок, в котором бесконечное количество вещественных чисел, скажем, от нуля до единицы. Потом тебе говорят, что на самом деле это квадрат и у каждой точки две координаты. Нет, постой, там еще один аспект открылся — придется превратить твой квадрат в куб, а точек будет трижды бесконечность. Таких кубов множество. Их нужно не просто пронумеровать, из них можно составить плоскость. Нет, подожди, трехмерное пространство. И оно будет меняться во времени. И, кстати, каждый момент будет рождать тысячи последующх, каждый со своей вероятностью.

Вдруг стало очевидно — рушат мою модель не из соображений анархизма. Оглядываюсь: кто-то уже давно со своей реальностью попрощался, кому-то это еще предстоит. Причем на экране все выглядит по-прежнему созидательно — знай себе, вноси поправки в и так стоящую на стуле, опирающемся на одну ножку, махину, подпиленную в нескольких местах. Кто-то уже начал истерично смеяться — кажется, его мозги, как отработавшие свой ресурс отходы, вытекают помидорным пюре через нос и уши. Тут бы плюнуть и перейти к эмбиентному восприятию фильма, но это невозможно — сцены, по-прежнему, легко идентифицируются в пространстве реальностей. Это похоже на аттракцион — тебе в кабину набивают теорий, размышлений и концепций, а параллельно с ее заполнением, начинают вращать во всех трех плоскостях. Сначала ты этого не замечаешь, потом вдруг — бац! — не находишь что-то на своем месте, на тебя сверху начинает валиться то, что, ты помнишь, лежало у тебя под ногами, а скорость продолжает расти. Теории и концепции начинают, как в калейдоскопе, сталкиваться, сплавляться и разрываться, складываться в причудливый узор. Ты хватаешься за отдельные знакомые элементы, но они оказываются всего лишь метаморфозами чуждых тебе.

Медленно нарастает финал — его чувствуешь как рев накатывающей волны цунами. Ровно в тот момент, когда происходит кульмнация, такое чувство, что кто-то схватил тебя за голову и резко повернул ее в сторону: шейные позвонки хрустнули, начался внетелесный опыт.

Я раза три споткнулся, пока дошел от зрительного зала до выхода из кинотеатра. Выйдя на свежий воздух, я внимательно осмотрелся вокруг: те же люди, ничего не изменилось. «Везучие!» — злобно позавидоваля я ничего не подозревающим прохожим. — «Вам еще только предстоит впервые посмотреть этот гениальнеший фильм».

«Пока ты не сделал свой выбор — возможно все».
26 февраля 2010 | 08:55

«Господин Никто» — самый удивительный авангардистский экспериментальный эзотерический фильм в истории кино. Став самым дорогим фильмом для Бельгии, первым англоязычным фильмом Ван Дормеля, над которым он работал целых девять лет, первым его фильмом за последние 14 лет — еще задолго до выхода на экраны он считался едва ли не самой ожидаемой европейской премьерой 2010 г. Продюсер «Господина Никто» — Филипп Годо, близкий друг Ван Дормеля, вложивший в фильм свои личные 20 миллионов евро, очень рассчитывал на его победу на Каннском или Венецианском фестивале в 2009 г. и успешный прокат в США и Англии. Но на конкурс Каннского фестиваля фильм не попал. В Венеции он вызвал неоднозначную оценку критиков и членов жюри, получив лишь утешительный, специально учрежденный для него приз: «За техническое совершенство». После фестиваля в Торонто, важнейшем для мирового кинорынка, ни один американский и английский дистрибьютор так и не решился купить фильм даже для ограниченного проката. «Господин Никто» превратился в фильм-призрак, фильм-легенду, в фильм-ничто. В чем его загадка? В эзотеричности, сакральности, сюрреальности и экспериментальности? Или в противоречивой личности самого режиссера — Яко Ван Дормеля?

Как часто бывает, истина лежит где-то посередине. Прежде всего, нельзя не отметить специфическое отношение к Ван Дормелю в мире современного кино. Получив в детстве тяжелейшую родовую травму, он чудом выжил, с большим трудом окончил школу, но сумел получить образование циркового режиссера, полжизни проработав клоуном. Самым грустным и мудрым клоуном в мире. Потому что пережив смерть, Ван Дормель научился от нее, по-особому, ценить и понимать жизнь. Время от времени, Яко снимал малобюджетное сюрреальное кино для эстетов и получал за него призы на европейских кинофестивалях. Но эти призы, в большей степени, были наградой за все перипетии его непростой судьбы, данью сложности и необычности его фильмов, не претендующих на какую-либо окупаемость и широкий показ.

Когда же Ван Дормель, после долгого перерыва, представил новый фильм с нереальным для европейского кино бюджетом, звездами категории «А» и претензией на новую философию и киноэстетику, то многие просто не смогли ему это простить. Не смогли простить, потому что Ван Дормель создал такой пронзительный, проективный фильм, который просто взрывался в сознании каждого зрителя. Ведь «грустный клоун» указал в нем на такие стороны человеческого бытия, о которых многие стараются не задумываться в своей жизни, старательно вытесняя их в самые сокровенные глубины подсознания. Кроме этого, критиков просто взбесило отсутствие в фильме четкой структуры, привычной линейности, однозначности сюжета и очевидных для всех выводов.

И все же главная причина недооценки «Господина Никто» — очевидная проблема объективной интерпретации любого метафоричного произведения эзотерического искусства. Проблема интерпретации предельных смыслов, зачастую не до конца понятных даже их творцу. Где проходит тонкая грань между художественной ценностью и полной сюрреальностью, доступностью и эзотеричностью? Можно ли сравнить художественное значение «Черного квадрата» Малевича и «Улыбки Джоконды» Леонардо да Винчи? Оценивать «Господина Никто» можно с самых разных позиций. Позиции киноискусства, философии, психоанализа, визуальной эстетики. Проблема заключается лишь в том, что основная идея фильма о бесконечных возможностях выборов, стоящих перед каждым человеком, о различных жизнях, которые человек может прожить под воздействием каждого из них, может быть осмыслена только через субъективизм сознания и эмоций каждого отдельного человека, а не путем объективной, абстрактной и единой оценки.

Когда ты вдумчиво смотришь «Господина Никто», просто наслаждаясь им, пропуская его через свои ощущения, то он с первой секунды превращается для тебя из униженного критиками «гадкого утенка» в прекрасного лебедя. Творение Ван Дормеля превращается в особый и неповторимый фильм, с невероятно красивым образным и звуковым кинорядом, сочетающим пригородные провинциальные пейзажи Европы и футуристический мир космических марсианских станций, волшебную фортепианную музыку Эрика Сати и современные аранжировки брата Ван Дормеля — Пьера. «Господин Никто» становится захватывающим авангардистским киноэтюдом, удивительно тонко соединившим непостижимую мистику сюжета и уникальную философию жизни. Ведь все проблемы пространственно-временного континуума жизненного пути в нем представлены не с традиционной точки зрения «эффекта бабочки» и «теории хаоса»: один выбор — новая параллельная жизнь, как это было показано в: «Эффекте бабочки» и «Осторожно, двери закрываются», а с позиции ленты Мебиуса, воплощенной на уровне субъективной поэтики переживаний.

В этом пронзительно нереальном фильме реально только одно — Немо Никто родился в 1974 г. и умер ранним утром 12 февраля 2092 г. Все остальное в «Господине Никто» не более, чем проекция нашего собственного сознания, судорожно пытающегося найти основу в постоянно ускользающем и запутанном хаотичном лабиринте событий. Три вероятные жизни господина Немо Никто (Джаред Лето), три его вероятные жены, которых сыграли Дайан Крюгер, Сара Полли и Лин Дэн Пэм и три его вероятные смерти поразительно переплетаются в фильме с двенадцатью пересекающимися путями, возникающими в виде едва заметных проекций на заднем фоне (кстати, во время одной из таких проекций, на экране в небольшом камео появляется и сам режиссер). Каждая вероятная жизнь Немо имеет свой особый графический проект, вдохновленный знаменитыми фотографиями Мартина Пара, свой уникальный цвет и завораживающую музыку. По-сути, в визуальное пространство «Господина Никто» Ван Дормель органично интегрировал три совершенно разных фильма, с уникальным образным, цветовым, смысловым и эмоциональным наполнением, пересекающихся только в единой точке выбора девятилетнего Немо на вокзале под метафоричным названием «Шанс». Того самого главного выбора всего его жизненного пути, когда юный Никто должен решить с кем он останется: с матерью в Канаде или с отцом в Англии.

Сцена на вокзале — важнейшая в фильме. Именно через нее Ван Дормель показывает свое уникальное видение мира. Мира, в котором человек появляется на свет уже имея предопределение, уже имея заложенный в нем потенциал, стремящийся к реализации в каждом выборе. Но лишь до определенного возраста дети способны делать их спонтанно и правильно. Они способны на это, пока на них не давят общество и взрослые, со своими исковерканными, безжизненными идеями. Именно поэтому самые счастливые и яркие воспоминания Никто — его детство. Единственное время, в котором он был целостен и счастлив, живя в полной гармонии с миром и самим собой. Лишь в момент принятия первого «взрослого» решения, личность девятилетнего Никто раздваивается и дробится по ходу лет на все меньшие и меньшие частицы, постепенно ускользающие из памяти, как последние лучи, уходящего за горизонт событий, света.

И вот спустя сотню лет, на глазах скучающего журналиста реалити-шоу и психотерапевта в далеком 2092 г., в мире тотального бессмертия, 118-летний Немо Никто, погружаясь в собственное бессознательное, должен решить для себя задачу поиска предельного смысла: жил ли он правильной жизнью, любил ли он женщину, которую он, как предполагалось, любил, и имел ли детей, которые предназначались именно ему.

В отличие от всех других фильмов, в которых данная задача решалась самым примитивным образом, в «Господине Никто» никто не даст на него окончательного ответа. Потому что, не зная своего подлинного предопределения, никто и никогда не сможет решить какой жизненный выбор правильный, а какой нет. Потому что, не существует ни одной объективной системы оценки применительно к человеческой жизни. Предвидеть всех последствий выборов не дано никому. Так стоит ли рисовать рисунки на прибрежном песке, зная, что их через мгновение смоют волны прибоя? У дороги жизни всегда одно направление. Если цель ясна, ты можешь идти в любую сторону и все равно придешь туда, куда захочешь. Как найти эту цель? Для этого нужно просто снова стать ребенком и жить спонтанностью собственного, подлинного «Я», а не под воздействием ложных выборов и стереотипов, навязанных семьей и обществом.

«В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной». — Жако Ван Дормель: режиссер, клоун, человек, однажды обманувший саму Смерть. За это он получил от нее самый изысканный подарок — особое видение мира, которое он и приоткрыл перед нами в своем уникальном эзотерическом фильме, далеко выходящим за грани привычного всем киноискусства.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»