Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
КАРМАННИК
|
29 апреля 2010
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»
Малый зал дома актера
КАРМАННИК
Франция, 1959, 1:20 , стоимость билета 100 рублей
Робер Брессон
«Из всех режиссеров для нас важнейшим является Брессон» (Андрей Тарковский)
«Жесты и взгляды (по Брессону, именно они являются сущностью кинематографа) связывают людей невидимыми лучами и делают эту драму преступления и наказания трагедией о том, что мы все друг с другом связаны и на это обречены». (М. Брашинский, «Афиша») Эталонное кино.
Официальный сайт
Мишель начинает карьеру карманного воришки от безделья. Криминальному хобби вскоре приходит конец — вора-дилетанта быстренько «заметает» полиция. За решеткой у Мишеля появляется много свободного времени на размышления, в том числе о природе преступлений.
После освобождения Мишель, оставшийся без матери и без поддержки своих друзей, вновь возвращается к мелкому воровству. Но на этот раз ему везет больше, потому что он берет уроки у общепризнанного мастера. Самый необычный карманник не собирается останавливаться на достигнутом, так как считает, что воровство для него — единственный способ самовыражения.
В фильме «Карманник» стиль Брессона достиг наиболее законченного и чистого выражения. Движения, жесты, внешние детали поведения приобретают здесь исключительное значение. События разложены на столь детальные фазы, что зрителю открывается почти "молекулярная структура" происходящего. Из фильма изъято все, что не относится к профессии героя — карманной краже. Задача дробления действия на мельчайшие составные части диктуется самой ситуацией: чтобы осуществить кражу, герой должен разложить весь процесс на отдельные моменты и в каждом из них сосредоточиться на одном движении, на одной задаче.
Робер Брессон (1901-1999) не дожил двух лет до своего столетия. После смерти общепризнанного классика на Венецианском фестивале была учреждена почетная премия его имени для самых достойных режиссеров. Один из основателей Новой волны французского кино, Брессон снял не так уж много фильмов, но каждый из них неизменно становился предметом долгих обсуждений. Среди самых известных работ: «Карманник» (1959), «Дневник сельского священника» (1951), «Приговоренный к смерти бежал, или дух веет, где хочет» (1956), «Процесс Жанны Д’Арк» (1962), «Наудачу, Бальтазар» (1966), «Вероятно, дьявол» (1977), «Деньги» (1983) и другие. В фильмах Брессона форма доминирует над содержанием. Именно экранная форма стала для режиссера оптимальным способом трактовки реальности. В стремлении к предельной завершенности формы Брессон нередко оказывается на грани схематизации, воссоздавая мир вещей со слишком большой детализацией. Но кажущиеся банальными слова, жесты и ситуации выступают у Брессона носителями скрытых значений, метафорами религиозно-философского содержания.
Режиссер настаивал на различении слов «кино» (почти «киношка» – фильмы других режиссеров, рабски зависящие от звезд, их навыков и капризов, опыта и багажа, не имеющего отношения к данному конкретному творческому замыслу) – и «кинематограф»: искусство, полностью отделенное своей уникальной спецификой (ракурс, монтаж, крупность плана, движение камеры) от всех прочих видов искусств. Чтобы оставаться искусством, кинематограф должен быть очищен от сторонних влияний. Все прочее, по слову Брессона – «ублюдочный театр».
Мишель начинает карьеру карманного воришки от безделья. Криминальному хобби вскоре приходит конец — вора-дилетанта быстренько «заметает» полиция. За решеткой у Мишеля появляется много свободного времени на размышления, в том числе о природе преступлений. После освобождения Мишель, оставшийся без матери и без поддержки своих друзей, вновь возвращается к мелкому воровству. Но на этот раз ему везет больше, потому что он берет уроки у общепризнанного мастера. Самый необычный карманник не собирается останавливаться на достигнутом, так как считает, что воровство для него — единственный способ самовыражения.
|
|
|