Главная
Афиша
Новости
Рейтинг
Контакты
RSS
|
|
ЗАТМЕНИЕ
|
22 апреля 2010
19.15 ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»
Малый зал дома актера
ЗАТМЕНИЕ
Италия-Франция, 1962, 2:00 , стоимость билета 100 рублей
Микеланджело Антониони
Одна из икон киноискусства. Если для достижения такой неслыханно надчеловеческой красоты нужно было заразить европейскую буржуазию «болезнью чувств», то этот эксперимент и был осуществлен великим Антониони в 1962.
МКФ в Канне-1962: спецприз жюри
Официальный сайт
«Затме́ние» — кинофильм режиссёра Микеланджело Антониони. Образует своеобразную трилогию с его картинами «Приключение» и «Ночь». Приз Каннского кинофестиваля. Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями.
Сюжет
Героине фильма, молодой привлекательной женщине Виттории (Моника Витти) не везет в любви. Однако, не спешите жалеть бедняжку. Она просто сделала выбор. Вместо того, чтобы всю жизнь тешить себя иллюзиями и фактически находиться на привязи, она уходит от своего жениха. Один легкий нюанс, гениально придуманный Антониони, подтверждает правильность ее выбора. Жених Виттории стремится вернуть всё на круги своя, идёт за ней, пытается проводить, довозит до дому, вешает на уши какую-то лапшу, обещает позвонить, звонить, звонить. Когда они все-таки прощаются, она останавливается и смотрит ему вслед. Виттория обернулась, а он — нет. То же самое произойдет и с Пьеро (Ален Делон), молодым, энергичным биржевым маклером-консультантом. Он тоже не обернется. Но Виттория к этому уже готова. Поэтому она никак не форсирует события, не стремится сблизиться с ним, хотя он, несомненно, для нее привлекателен. К тому же услугами Пьеро пользуется мать Виттории (сближение происходит как раз тогда, когда страну охватывает экономический кризис, и мать Виттории, отчасти по вине Пьеро, терпит серьезные убытки).
Герои фильма избегают разрушающих душу страстей, они идут по жизни легкой поступью. И это не равнодушие, это — невозмутимость. Виттория прослеживает маршрут толстяка, который во время кризиса лишился всего своего состояния — 50 миллионов лир. Что же делает толстяк? Он берет в аптеке успокаивающее лекарство, в ближайшем кафе запивает таблетки минеральной водой и что-то рисует на салфетке. Потом уходит. Виттория смотрит на рисунок: изображены цветочки.
"Затмение" оставляет сильное послевкусие. Ряд эпизодов запоминается надолго. Например, сцена с пуделем, который убежал из дому, чтобы потусоваться с уличными собаками. Когда Виттория находит его и пытается забрать, пес вдруг встает на задние лапы и начинает нарезать вокруг Виттории круги. Похоже, что «Мальчик с носом» в «Твин Пиксе» Дэвида Линча вырос из «Затмения».
Интересные факты
В одной из сцен обыгрывается сцена из «Сладкая жизнь», вышедшей на экраны двумя годами ранее. В начале фильма Феллини мы видим вертолет, который тащит над городом огромную статую Христа. Здесь будет нечто подобное: кран вытаскивает из пруда автомобиль Пьеро и тащит его над толпой зевак. В машине — труп. Накануне вечером подвыпивший молодой человек угнал тачку на глазах хозяина, не справился с управлением и улетел в пруд. Герои фильма не склонны к рефлексиям по поводу гибели человека. Пьеро относится к этому печальному событию в высшей степени философски: «Куплю новую, а эту продам. Пробег всего 8 000 миль, вмятин почти нет».
Христос в фильме Федерико Феллини из Бога превращается в ритуальный предмет, впечатляющий римскую богему лишь своими размерами. Машина — ритуальный предмет среднего класса, и он совсем не впечатляет Пьеро. Главные герои фильма избавлены от опасной болезни — «вещизма». Пьеро ходит на биржу не ради больших денег, а потому лишь, что она его прикалывает. Нравится ему эта смешная суета. Он участвует в процессе, не проникаясь и не заражаясь им. Это подчеркивается в частности тем, что у Пьеро есть роскошная квартира, но он предпочитает жить в скромной квартирке в одной из стандартных многоэтажек.
Вопреки Феллини, который называет свой фильм «Сладкая жизнь» и осуждает эту «сладкую жизнь», Антониони называет свой фильм «Затмением» и осуждает затмение в мозгах людей, недовольных этой вполне сладкой жизнью. Еще вернее, он ничего и никого не осуждает, — а это, обычно, сбивает с толку.
|
|
|