Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

СЛУЧАЙ

11 марта 2010
19-15
ПРОГРАММА ВАЛЕРИЯ БОНДАРЕНКО «ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ»

Малый зал дома актера
СЛУЧАЙ
Польша,, 1981, 1:50, стоимость билета 100 рублей
Кшиштоф Кесьлевский («Декалог», «Двойная жизнь Вероники», «Три цвета»)
Первый фильм выдающегося польского мастера в новой для него эстетике фильма-зеркала, фильма-лабиринта. Что случается, когда, наконец, догоняешь свой самый ненужный на свете поезд?


Официальный сайт




«Случай» (польск. Przypadek) — кинофильм польского режиссёра Кшиштофа Кеслёвского. Съёмки были завершены в 1981 году, однако по цензурным соображениям фильм выпустили на экран лишь шесть лет спустя. Демонстрировался в рамках официальной конкурсной программы «Особый взгляд» 40-го Каннского кинофестиваля (1987), а затем — в рамках внеконкурсной программы 15-го Московского кинофестиваля (1987). В некоторых странах фильм именовался «Слепой случай».

В первых кадрах мы видим главного героя, Витека (Богуслав Линда) сидящим в кресле самолёта; на его лице ужас, очевидно, происходит авиакатастрофа. Начальные титры идут под его отчаянный крик. Всё происходящее далее может рассматриваться как предсмертное воспоминание. Перед нами трагический кадр, связанный с рождением героя в Познани в 1956 году, во время событий, связанных с подавлением народного восстания (Познанский Июнь; тогда погибла его мать); детские годы Витека, его первая любовь, его обучение в медицинском институте. Кончина отца ставит его перед экзистенциальным выбором. Далее на экране разворачиваются три версии судьбы Витека. От того, опоздает ли он на поезд Лодзь-Варшава или в последний момент вскочит в него, зависит, станет ли он деятелем коммунистической партии или, наоборот, активистом «Солидарности»; или, наконец, не произойдёт ни того, ни другого, Витек вернётся в институт, обзаведётся семьёй, сделает карьеру и… сядет на роковой для него самолёт.

Принцип ветвящегося сюжета неоднократно использовался в кинематографе, в том числе Кшиштофом Занусси в короткометражном фильме «Гипотеза» и Аленом Рене в знаменитой дилогии «Курите» // «Не курите». Особенность его использования у Кеслёвского — отсутствие иронии, глубокий драматизм происходящего и острый социальный пафос.

* Проходящий рефреном через весь фильм эпизод с опаздывающим на поезд Витеком вызывает ассоциации с трагическим финалом судьбы Збигнева Цибульского, погибшего при сходных обстоятельствах.
* Небольшую роль партийного активиста Кеслёвский доверил Ежи Штуру, которого он ранее снял в своих фильмах «Шрам» и «Кинолюбитель». Фактически именно Кеслёвский сделал актёра знаменитым.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»