Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

09 марта 2010
19-00
ОТБОРНЫЕ КАДРЫ. КЛАССИКА. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Большой зал дома актера
ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ
СССР, 1965, 2:10, стоимость билета 100 рублей
Михаил Ромм
Великий режиссер и педагог, блистательный рассказчик, Ромм, в этом фильме мастерски использует выразительные средства монтажа, музыкального оформления, публицистической речи для характеристики нацистского режима. Это картина на все времена — она беспощадно демонстрирует картину тоталитарного манипулирования сознанием независимо от конкретного государственного строя. И в то же время - мудрость, ирония, сарказм неповторимых интонаций Михаила Ильича Ромма.


Официальный сайт




В фильме использованы трофейные хроникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды нацистской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также любительские снимки эсэсовцев.
« Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять... »

- говорил режиссёр о целях фильма. Фильм Михаила Ромма разделён на главы.

1. Глава первая
2. «Майн Кампф», или Как обрабатывают телячьи шкуры
3. Несколько слов об авторе
4. А в это время…
5. Культура Третьего рейха
6. Великая национальная идея в действии
7. Айн фольк. Айн Рейх. Айн фюрер.
8. О себе
9. Искусство
10. «Мы принадлежим тебе…»
11. А ведь была другая Германия
12. «С массой нужно обращаться, как с женщиной»
13. «Фюрер приказал — мы исполняем»
14. Обыкновенный фашизм
15. Конец Третьей империи
16. Глава последняя, незаконченная…


Фильм Михаила Ромма продолжает традицию, заложенную в советскую документалистику Эсфирью Шуб — создание оригинальных монтажных кинофильмов из кинохроники другого государства (в случае Шуб это найденный ей правительственный архив хроники царской России). В фильме «Падение династии Романовых» Шуб, не используя оригинального материала, сумела средствами монтажа выполнить авторскую задачу — показать порочность царского режима и неизбежность революции. М. Ромм для этой же цели воспользовался немецкими архивами, архивами послевоенных антифашистских организаций и архивом фотоснимков, изъятых у немецких военнослужащих (в фильме он назван «любительские фотоснимки, обнаруженные у эсэсовцев»).

Ромм, прямой последователь Эйзенштейна, Вертова, Пудовкина, в этом фильме мастерски использует выразительные средства монтажа, музыкального оформления, публицистической речи для характеристики нацистского режима. Именно за счёт контрапункта хроникальных кадров, закадровой речи и музыки фильм оказывает настолько сильное эмоциональное воздействие на зрителя.

Примечательно то, что закадровый комментарий выполнен самим режиссёром. Вначале Ромм искал для этой цели диктора, но его товарищи, услышав рабочие версии комментария, записанные им самим, посоветовали самостоятельно записать закадровый текст. Разговорный характер комментария, который проявляется в синтаксисе, лексике, интонациях, стал одним из главных отличительных признаков фильма.

К примеру, в экспозиционной главе фильма автор демонстрирует протокольную съёмку, где Адольф Гитлер готовится принимать парад. Он обращает внимание зрителя на то, что фюреру приготовлено кресло, «только одно» (нужно помнить, что советские лидеры традиционно принимали парады стоя, на трибуне Мавзолея), и сопровождает действия Гитлера ироничным комментарием: «Вот он готовится сесть… Сел».

Ромм использует приёмы «на грани» — с помощью обратного воспроизведения повторяет несколько раз поцелуй партийного функционера с заводчиком Круппом (подчеркивает низкопоклонство партийцев перед «капиталом»), пользуется стоп-кадрами с наиболее непривлекательными выражениями лиц нацистских лидеров. Однако при этом он делает обобщения высокого уровня, создаёт картину тоталитарного манипулирования сознанием независимо от конкретного государственного строя.

Кинофильм Ромма — один из выдающихся публицистических документальных фильмов советской эпохи. В развитии средств выражения документального кино он стоит рядом с таким режиссёром, как Самарий Зеликин («Шинов и другие»). Именно Зеликин первым ввёл закадровый комментарий и прямое выступление автора перед камерой в советский документальный фильм как публицистическое выразительное средство. Фильмы Зеликина в основном имели большой успех у профессионального сообщества, но не выпускались для широкого просмотра из-за их острой социальной направленности.

Вадим Абдрашитов в интервью упоминает «Обыкновенный фашизм» как фильм, подтолкнувший его к созданию кино. Он, в частности, замечает, что этот фильм раскрывает сущность не только нацистского режима, но и тоталитарных режимов вообще, демонстрирует принципы работы тоталитарной пропаганды, модели поведения толпы, провозглашает гуманистические идеи.

Аналогичным градусом гуманистического пафоса отличается последний, незаконченный фильм Ромма: «И все-таки я верю», завершённый режиссёрами Марленом Хуциевым и Элемом Климовым в 1974 году. Элем Климов рассказывает, что Ромм собрал для этого фильма большое количество хроники — маоистского Китая, молодежной жизни на Западе.

«Обыкновенный фашизм» оказал значительное влияние на все постсоветские поколения за счет своей публицистичности.


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»